Для каждой группы грузов требуется подходящая упаковка, транспортное средство. Для транспортировки наливных жидкостей в основном используют цистерны – герметичные резервуары обычно цилиндрической или эллипсоидной формы из нержавеющих металлических сплавов. При этом в зависимости от назначения, сроков годности и других характеристик грузов жидкого типа во время перевозки необходимо соблюдать определенные условия.
Особенности грузоперевозок жидкостей.
В категорию жидких наливных грузов входят такие материалы и вещества:
1. Пищевые продукты.
2. Сырье, продукция нефтяной промышленности – нефть, бензин, дизельное топливо, керосин.
3. Сжиженные газы.
4. Продукция химического производства – различные кислоты, клеевые, лакокрасочные составы.
5. Строительные материалы – цементно-бетонные, битумные растворы.
Для доставки жидкостей используют автомобильный, железнодорожный транспорт, морские и речные суда. Большинство наливных грузов, кроме пищевой продукции представляют опасность для окружающей среды, здоровья людей. Например, химические вещества, нефтепродукты выделяют вредные испарения в атмосферу, канцерогены, токсины. Помимо этого, битумные смеси, различные виды топлива, лакокрасочных составов относятся к легко воспламеняемым материалам, сжиженные газы – к взрывоопасным грузам.
Транспортировку опасных жидких сред производят только в герметичных, закрытых емкостях с соблюдением строгих мер безопасности. В сопроводительной документации указываются условия перевозки каждого вида жидкости, например, поддержание определенного температурного режима, уровня влажности, давления, скорость передвижения. Автоперевозку опасных наливных грузов поручают только опытному, прошедшему соответствующий инструктаж водителю.
К транспортировке пищевых продуктов предъявляются менее строгие требования безопасности, но и здесь есть свои особенности. Например, скоропортящуюся молочную продукцию перевозят в изолированных цистернах, которые некоторое время сохраняют нужную температуру жидкости. Пищевые грузы надо доставлять быстро, поскольку у большинства таких продуктов ограниченные сроки годности и хранения.
Транспорт и тара для перевозок жидкостей.
Наливные грузы обычно перевозят в цистернах разной конструкции и размера. Многие модели такой тары снабжены насосными системами слива и налива. Небольшие объемы жидкостей могут доставляться в бочках из металла, пластика или древесины.
В автомобильных перевозках жидкостей используют автоцистерны нефтепромысловые – закрепленные на платформе грузовика резервуары. Также могут применяться флекситанки – емкости одноразового использования из многослойных полимеров. Емкости, оснащенные изоляцией, системами подогрева, охлаждения, поддержания нужного давления предназначены для опасных жидких грузов.
Для доставки наливных битумных, бетонных растворов применяется специализированный автотранспорт. Эти машины снабжены устройством, обеспечивающим постоянную циркуляцию смеси внутри емкости. Такие механизмы необходимы для предотвращения застывания жидких стройматериалов.
В перевозках морским путем жидкостей большого объема, например, нефти используют танкеры – грузовые судна с вместительными резервуарами. При транспортировке железной дорогой применяются платформы с прочно закрепленными емкостями.
Распространенным видом тары для жидкостей является танк-контейнер – конструкция из прочной, устойчивой рамы с закрепленной внутри цистерной. В отличие от железнодорожных и автоцистерн такие резервуары можно перегружать с одного транспорта на другой.