Немецкая резьба по дереву

Немецкая резьба по дереву

Автор(ы) Матвиенко Ульяна
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение МОБУ СОШ № 4, ЦВР "Ровесник", г. Сочи, Краснодарский край
Материалы гофрированная бумага, ватман А-3, ножницы, клей карандаш, горячий клей, старое зеркало.
Педагог Матвиенко Татьяна Николаевна

Для работы нам потребуется: гофрированная бумага, ножницы, клей карандаш, горячий клей, ватман формат А3, старое зеркало.

Переводим шаблон рисунка на формат А 3. Вот, что получилось.

Аккуратно вырезаем маникюрными ножницами или канцелярским ножом.

Затем прикладываем гофрированную бумагу и переводим листья и цветы. Цветок вырезаем из белой бумаги, затем из красной бумаги, диаметром меньше. Красный цветок приклеиваем на белый , но только середину.

Чтобы зеркало держалось на бумаге, к обратной стороне приклеиваем горячим клеем крышку из-под конфет. Теперь его можно поставить на стол или повесить на стенку.

Декорируем бусинами. Вот, что получилось!

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.
История резного дела в России Царское место в Успенском соборе. В России резьба по дереву называлась резным делом.

Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе. Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии. Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам. Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом. Современная резьба Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба) глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы) скульптурная резьба домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Дерево — это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда-то первым прибежищем человека, его жилищем, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда, из веток и стволов дерева разводил согревающий его костер, с дерева срывал плоды, ветви дерева служили ему постелью. Невозможно представить жизнь древних людей без леса, без деревьев и всего, что они давали им. От века к веку человечество развивалось, достигало все новых высот познания, вершило социальные и экономические преобразования, создавало новые небывалые раньше материалы, но лес и его дары по-прежнему оставались рядом с человеком. И если сегодня, в век научно-технической революции, каждый из нас оглядит свое рабочее место, свое жилище, то несомненно убедится в том, что дерево играет в нашей жизни важную, порой незаменимую роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, как бы связывающую нас с миром природы.

История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что досталось нам в наследство, убедительно доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву — это целый значительный пласт человеческой культуры. И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, хранятся в памяти человечества бороздившие океаны деревянные испанские каравеллы и корабли викингов, стоят на Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома. Сказочным видением кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере, поражают своей таинственностью скульптуры из черного дерева и резные ритуальные маски Африки. В истории нашей страны, в ее хозяйстве, строительстве, во всем быту России дереву всегда принадлежала особая роль.

Резьба по дереву — это один из лучших вариантов оформления вашего дома, будь то зеркало, часы, резная мебель и многое другое. Это замечательный и почти всегда неповторимый подарок. И, наконец, в каждом изделии хранится тепло, частичка души мастера.

В Германии любят работать с деревом, вспомним хотя бы средневековые фахверковые конструкции. Бавария издавна славится деревянными промыслами. Что же касается художественной резьбы по дереву, то лучшими резчиками в Германии по праву считаются мастера из Обераммергау.
Ремесленная традиция резьбы по дереву в этой баварской деревушке восходит к более древнему обычаю, благодаря которому деревня и получила мировую известность. В 1633 — 1634 гг. сюда пришла чума, и в живых остались совсем немногие. Тогда они решили почтить память умерших театральной постановкой, изображающей страдания Иисуса Христа. И вот, когда мистерия была сыграна, чума чудесным образом отступила от деревни. В благодарность местные жители дали обет перед богом устраивать подобные постановки каждые десять лет, а декорации стали вырезать из дерева. С тех пор резное мастерство передается по наследству, от отца к сыну, и продолжает развиваться по сей день.

Интересно, что резьба по дереву применяется в деревне прежде всего для украшения интерьеров. На это есть свои причины. В Альпах нередко идет дождь, ложится туман; зимой здесь огромное количество снега (недаром совсем рядом — главный горнолыжный курорт Германии, Гармиш-Партенкирхен), а летом светит палящее солнце. Древесина чувствительна ко всем этим погодным явлениям, а потому изделия из дерева на фасадах здесь можно увидеть нечасто. Для внешнего украшения дома дерево нужно обработать особым образом, чтобы оно стало устойчивым к атмосферным влияниям; резчики говорят, что это возможно, но изделие требует тщательного ухода. Местные жители убеждены, что роспись специальными красками гораздо больше подходит для оформления фасадов, чем резьба по дереву. А потому уже в XVIII веке здесь возникла традиция так называемой Luftmalerei — росписи по штукатурке на открытом воздухе, также в основном на религиозные сюжеты.


Главная мастерская в деревне и магазин при ней принадлежат Йоханнесу Хайнцеллеру. Торговая лавка Der Heinzeller была открыта в 1945 году его дедом, потомственным резчиком, и теперь это ведущий специализированный магазин разнообразных деревянных изделий.

Бавария (нем. Bayern) — федеральная земля на юге и юго-востоке Германии, является старейшей и самой большой по площади землей в составе ФРГ.
Столица — Мюнхен. Основу населения составляют три народности: баварцы, франки и швабы. Бавария вот уже два столетия считается европейским «нулевым километром»: в 1805 год Наполеон Бонапарт приказал установить в Верхнем Пфальце, одном и баварских городов, камень, обозначающий центр Европы.

Земля Бавария имеет два герба — малый и большой. Первый — это щит с белыми и голубыми ромбами, украшенный короной; второй — два золотых льва, держащих щит. Когда-то они были родовыми гербами, но со временем стали символами всей Баварии. Корона в обоих случаях олицетворяет суверенитет народа — с 20-х гг. XX в., когда в Германии была упразднена королевская власть.

Баварцы — очень набожные католики, поэтому, что касается сюжетов, преобладает резьба на религиозные темы. Многие церкви по всему миру заказывают большие деревянные фигуры святых именно в Обераммергау. Можно купить здесь изображения Мадонны, фигурки святых, вертепы, кресты. Также чрезвычайно популярны в качестве сувениров маленькие изображения ангелов.

Работы могут заинтересовать самых разных людей. Сейчас очень активно развился туристический бизнес, и многие небольшие фигурки рассчитаны на приезжих покупателей. Фигуры от 60 см могут быть исполнены на заказ. Однако наиболее масштабные заказы поступают от церквей со всего мира. Например, вертеп в Вестминстерском Аббатстве в Лондоне выполнен работниками мастерской «Хайнцеллер».
Особого внимания заслуживает самая большая в мире Тайная Вечеря, вырезанная вручную для церкви в городе Штайнфельд на Севере Германии. Высота фигур до 125 см (Иисус), ширина композиции 5 метров, а вес 1,2 тонны! Выполнена она из мореной липы. Работа длилась целый год и была завершена в 1992 году.

Работы из мастерской «Хайнцеллер» можно встретить по всему миру: на Виргинских островах, в США, Японии, Швеции, Франции, Англии, Германии.
Разумеется, здесь можно приобрести и светские фигуры, и композиции. Неудивительно, что в альпийской деревушке излюбленными темами стали охотник и альпинист. Туристы также покупают шахматные фигуры разной степени проработки и различного размера.

Весьма популярны и традиционные шварцвальдские часы с кукушкой. Их изготавливают во всей Баварии, в том числе машинным способом, но здесь все часы ручной работы; поражает и разнообразие сюжетов.
Религиозные сюжеты, как правило, воспроизводятся по старинным образцам, светские же фигурки изготавливаются по собственным эскизам, которые во всех мастерских деревни разрабатываются владельцами фирм или главными мастерами. Образ разрабатывается на бумаге, причем мастера могут сразу же подобрать цвета для отделки будущей скульптуры. Все эскизы защищены авторским правом, так что за копию придется отвечать перед судом.

Режут по липе, клену, ясеню, сосне, дубу и, редко, по грецкому ореху. Древесину покупают у европейских поставщиков, и очень важно, чтобы дерево было завалено зимой. Применяют инструмент немецкого, австрийского и английского производства. Сами затачивают, правят, но собственных стамесок не делают. У каждого мастера персональные инструменты.
Что касается отделки, фигуры могут быть обработаны морилкой, покрыты цветной глазурью или украшены настоящим сусальным золотом. Обычно изделия не полируются. Здесь свои особенности и секреты, которые также чаще всего передаются от отца к сыну.

Однако одной лишь преемственности мало, чтобы стать настоящим уважаемым резчиком. Если молодой человек решает этому учиться, то, при наличии соответствующего таланта, он может прямо в Обераммергау сдать вступительный экзамен в Государственную профессиональную школу скульпторов и резчиков по дереву. Успешно сдав этот экзамен, ученик в течение трех лет обучается мастерству резьбы, а по истечении этого срока сдает экзамен на звание подмастерья. Лишь спустя несколько лет работы в качестве подмастерья можно поступить в Мюнхенскую ремесленную школу, обучение в которой заканчивается экзаменом на звание мастера. Но главное, как подчеркивает господин Хайнцеллер, — то, что резчик никогда не прекращает учиться, а продолжает самосовершенствоваться до конца своих дней.
Мастерская Йоханнеса Хайнцеллера состоит из хозяина мастерской и четырех подмастерьев. Сам он имеет полное высшее образование скульптора по дереву.

Автор статьи — Анна Шаркова
Летом этого года я решила отдохнуть в стране своей университетской специализации — Германии, ведь в июне я защитила диплом как филолог-германист и филолог-русист. Литературой, культурой и историей Германии я занимаюсь не только с точки зрения науки: в разное время я переводила с иностранных языков (немецкий, итальянский, польский, английский), преподавала немецкий. Очень увлекаюсь фотографией.

Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"

Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ.

Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины — прялку и веретено, для праздничного стола — ковш и солоницу, для езды — сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.
Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человек.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Один из образцов этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Но, очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.

Дерево — материал необыкновенно универсальный и красивый. Внешне изделия из него просты, формы монолитны, украшения гармонично связаны со всем предметом, не нарушают его архитектонику. Резьба по дереву условна, и необходимо найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило, притягивало, излучало тепло. Разреженность или, наоборот, плотность положенного узора определяют художественный облик всего изделия.

Истоки резьбы по дереву на Руси.

Кстати такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.
О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время их укладе жизни как культурного, так и религиозного. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

Важным центром искусства резьбы в Древней Руси был Новгород. Новгородская школа выделялась логичностью и ясностью общего композиционного решения.

Церковная резьба по дереву в Древней Руси.

Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.

Существует поверье, что дом наш — живой, а стены в нем сохраняют в себе всю информацию.

Дом может портить жизнь хозяевам, а может быть добрым помощником. Бывает дома нам не хватает ощущения тепла, уюта, появляется какой-то дискомфорт. Наше настроение и душевный комфорт зависят от уюта в доме. Дом — не просто стены и крыша над головой и его энергетика зависит от многих моментов. Превратить в домашний очаг родные стены, которые укрывают не только от непогоды, но спасают от тревоги, раздражения, усталости не так уж и сложно. Не только удобная мебель, но и предметы обстановки, их форма, материалы, из которых сделаны вещи, окружающие нас, создают неповторимую атмосферу дома, воздействуют на нашу психику.

Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.

Читайте также:  Нарезка яблоко апельсин банан
Оценить статью
Добавить комментарий