Назовите основные машиностроительные районы россии на производстве

Назовите основные машиностроительные районы россии на производстве

Машиностроение, на долю которого приходится около 1/5 объема произведенной промышленной продукции в стране, 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала, относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей хозяйства России (представлено своими предприятиями во всех экономических районах).

Размещение предприятий отраслей машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемых изделий (их габаритов и массы), трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости, энергоемкости их производства, транспортабельности и т. п.

Тяжёлое машиностроение в России производит половину товарной продукции отрасли. Отличается высокой металлоёмкостью, электроёмкостью; средней энерго- и фондоёмкостью; малой трудоёмкостью.

Предприятия тяжелого машиностроения по специфике производства делят на три вида:

Предприятия законченного цикла (заготовка, обработка и сборка деталей и узлов).

Предприятия, занимающиеся только монтажом готовых деталей, агрегатов, секций.

Предприятия универсальные и специализированные. Располагаются в районах металлургических баз или в районах потребления (малотранспортабельная продукция, продукция узкоотраслевого потребления).

Тяжёлое машиностроение включает отрасли:

производство металлургического оборудования,

производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности,

производство тяжёлых станков и кузнечнопрессового оборудования.

Уральский район первая металлургическая база страны, одновременно является главным районом тяжелого машиностроения России. Здесь производят металлургическое и горно-шахтное оборудование, тяжелые станки, экскаваторы, турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург, Орск, Нижний Тагил, Копейск в Челябинской области и др.).

В Западной и Восточной Сибири на металле Сибирской металлургической базы возникли предприятия по производству горно-шахтного оборудования (Кемерово, Прокопьевск в Кемеровской области), турбин и тяжелых станков (Новосибирск), металлургического и горного оборудования (Иркутск, Красноярск), паровых котлов (Барнаул).

В Центре европейской России металлургическая база (Центральная) обеспечивает металлом производства паровых котлов (Подольск и Белгород), тяжелых станков (Коломна), металлургического оборудования (Электросталь), кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования (Воронеж).

Крупные центры тяжелого машиностроения размещаются и вне металлургических баз

Санкт-Петербург (производство паровых и гидравлических турбин, турбогенераторов),

Таганрог (производство паровых котлов),

Волгодонск в Ростовской области и Колпино в Ленинградской (производство атомных реакторов),

Ульяновск (производство тяжелых станков) и др.

К металлоемким относятся и отдельные отрасли транспортного машиностроения: локомотивостроение, вагоностроение, судостроение.

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район). Впоследствии оно получило развитие вблизи металлургических баз (Северный Кавказ). В настоящее время большую часть тепловозов изготавливают заводы, расположенные в Центральном районе (Коломна, Людиново, Муром, Брянск), электропоездов на Северном Кавказе (Новочеркасск). В Центральном районе (Демихово) начато производство пригородных электропоездов.

Вагоностроение крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным сырьем на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав), в Западной Сибири (Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан), в Центре (Тверь, Брянск, Мытищи, Торжок). В центрах, расположенных на Северо-Западе (Калининград, Санкт-Петербург), вагоностроение использует в основном на привозные металл и древесину.

Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей. Верфи морского судостроения находятся на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), Баренцева моря (Мурманск), Белого моря (Архангельск), Каспийского моря (Астрахань) и Японского моря (Владивосток). В производстве речных судов наиболее велика роль центров, расположенных на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая автомобилестроение. Оно рассоложено в районах, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий-смежников поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические массы, технические ткани, шины, стекло и др.). Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны:

Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, Камский комплекс заводов в Набережных Челнах, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге, троллейбусный завод в г. Энгельсе Саратовской области и др.),

Волго-Вятский (Нижегородский завод ГАЗ, дающий более половины производства грузовых автомобилей в стране, заводы в Саранске и Павлово-на-Оке),

Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно),

Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).

В восточных районах, где нет необходимых условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами (Чита в Восточной Сибири).

Предприятия по производству автомобильных моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье Нижегородской области.

В основном та же группа факторов (наличие высокой технической культуры и научно-производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и т.п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т. п.

Основная часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск).

Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Производство вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента и т.п., отличающихся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.)

Сельскохозяйственное машиностроение расположено в местах потребления готовой продукции. Заводы по производству:

зерноуборочных комбайнов расположены в районах развитого зернового хозяйства на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), на юге Восточной Сибири (Красноярск),

льноуборочных в районах возделывания льна (Бежецк в Центральном районе),

силосоуборочных в Центральном районе (Люберцы),

картофелеуборочных в Центральном районе (Рязань, Тула),

рисоуборочных в Дальневосточном районе (Биробиджан).

Различные сельскохозяйственные машины производят также заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Тракторостроение, наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного машиностроения, получило развитие как

в районах, располагающих крупными источниками металла Центрально-Черноземном (Липецк), Поволжском (Волгоград), Уральском (Челябинск), Западно-Сибирском (Рубцовск),

так и у потребителей в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Северном (Петрозаводск), Центральном (Владимир), Волго-Вятском (Чебоксары) районах.

Центральный районавтостроение со смежными производствами (локомотиво- и вагоностроение), речное судостроение, пр-во станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов; энергетическое и электротехническое машиностроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.

Северо-Запад и Север энергетическое и электротехническое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение, производство точных машин и приборов, производство промышленного оборудования.

Поволжьестанкостроение и приборостроение, пр-во подшипников, автостроение, речное судостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для нефтяной и химической промышленности.

Северный Кавказ сельскохозяйственное машиностроение, локомотивостроение, энергетическое машиностроение.

Урал горное, металлургическое и химическое оборудование, кузнечно-прессовое оборудование, строительно-дорожные машины, тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение, автостроение, пр-во станков и инструмента.

Западная и Восточная Сибирьпр-во горного и металлургического оборудования, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение и приборостроение, вагоностроение и речное судостроение.

Дальний восток морское и речное судостроение, пр-во станков и промышленного оборудования.

1. Филиппова И.Н. Экономическая география транспорта. Учебное пособие. Астраханский Государственный Технический университет, кафедра «Экономика и управление предприятием». Астрахань, 2008 г. 65 с. С.55-61.

2. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М. 2007. С.144-165

3. Экономическая география/В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. Раздел 7.2 «Металлорудные ресурсы», Раздел 9.3 «Чёрная металлургия мира», Раздел 9.4 «Цветная металлургия мира». Раздел 11.2.6 «География чёрной металлургии», Раздел 11.2.7 «География цветной металлургии»

4. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М. 2007. С.181-192

5. Экономическая география/В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. Раздел 9.5 «Машиностроение мира», Раздел 11.2.9 «География машиностроение»

1. Расположение металлорудных ресурсов в мире (железные руды, черные металлы, цветные металлы). Экспорт-импорт сырья.

2. Чёрная металлургия мира. Предприятия чёрной металлургии (полного цикла, малой и цеховой металлургии).

3. Принципы размещения. География чёрной металлургии России

4. Цветная металлургия мира (производство цветных, благородных, редких металлов и их сплавов). Факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии.

5. География цветной металлургии России

6. Факторы, влияющие на эффективность размещения предприятий машиностроения

7. Структура и размещение машиностроительной отрасли мира.

8. География машиностроения России.

9. Районирование – размещение предприятий машиностроительной отрасли в зависимости от экономико-географических районов России.

[1] Ферросплавы — сплавы железа с так называемыми легирующими металлами (марганец, хром и др.), применяются при выплавке стали как специальные добавки для повышения качества металла.

[2] Бенилю́кс (Benelux, нидерл. Benelux Unie; фр. Union Benelux) – межправительственная организация, представляющая собой политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9848 — | 7704 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Подробное решение парагарф § 11 по географии для учащихся 9 класса, авторов Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 9 класс можно найти тут

Вопросы и задания

1. Объясните, чем обусловлена особая роль машиностроения в хозяйстве. Какого положение машиностроения России на фоне развитых стран мира?

Особая роль машиностроения в хозяйстве обусловлена тем, что его продукция применяется повсеместно: в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту, на транспорте, в вооруженных силах. От качества и количество производимых машин зависит уровень развития экономики и жизни населения страны, её обороноспособность.

Машиностроение в России развивается медленнее, чем промышленность в целом, а должно быть наоборот. Для производства современных машин нужны высококачественные металлы, пластики и другие материалы, которых в стране недостаёт. Из-за этого снижается качество многих видов выпускаемых в России машин. Для выпуска современных машин необходимо регулярное обновление оборудования, чему мешает недостаток средств. Средний возраст российского оборудования, работающего в машиностроении, — 26 лет. Это почти в 4 раза больше нормы, принятой в развитых странах мира. Поэтому конкурентоспособная продукция может производиться только на незначительной части отечественных машиностроительных предприятий.

2. Составьте таблицу «Факторы размещения предприятий машиностроения»: в первой колонке укажите фактор, во второй – пример предприятия, в третьей – город, где находится предприятие, в четвёртой – отрасль машиностроения, к которой относится предприятие.

3. Назовите основные машиностроительные районы России. На производстве трудоёмких или металлоёмких машин она специализируется? Почему?

Основными районами машиностроения являются Центральная Россия, Поволжье и Урал, на долю этих трех районов приходится 70% машиностроительной продукции.

Производство трудоёмких машин в большей степени характерно для Центральной России с ее высокой концентрацией населения, а металлоёмких для Урала, так как он является районом с развитой металлургией.

4. Сравните влияние на окружающую среду машиностроения и уже изученных вами отраслей хозяйства.

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды. К ним относятся:

— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;

— металлообработка конструкций и отдельных деталей;

По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных – с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей. Кроме того, работающее оборудование вибрирует и издает шумы, порождая особый вид загрязнения – шумовое. Вибрация и шум отрицательно влияют не только на здоровье людей, но и на растительность и животных.

5. Какова специализация машиностроительных предприятий вашей местности? Чем она объясняется?

Машиностроение Челябинской области опирается на собственную металлургическую базу, что обусловливает его металлоёмкость, хотя и менее значительную, чем в Свердловской области. Здесь выпускают тракторы (Челябинск), грузовые автомобили (Миасс), трамвайные вагоны (Усть-Катав), технологическое оборудование, ракетно-космическую технику (Миасс), электротехнические изделия.

1 ответ

Отрасль машиностроения объединяет большое количество более узких отраслей, производящих разнообразную продукцию.

В отрасли используются формы организации производства:

Кооперирование – это форма организации производства, при которой в выпуске готовой продукции принимают участие несколько предприятий.

Специализация – это форма организации производства, при которой предприятие выпускает однородную продукцию. Она может быть подетальной и предметной.

Любая выпускаемая техника состоит из большого количества узлов и деталей. Сосредоточить производство всего необходимого для единицы техники или оборудования на одном предприятии просто невозможно. Поэтому машиностроительные предприятия рассредоточены по территории районов. Практически в каждом крупном городе есть какое-либо машиностроительное производство. Для того, чтобы производимую продукцию доставить на головной завод, необходима хорошо развитая транспортная сеть. Крупнейшие центры машиностроения, выпускающие определённую продукцию отраслей показаны в таблице.

Мытищи, Тверь, Коломна, Новочеркасск, Калининград

Челябинск, Ростов-на-Дону, Чебоксары, Воронеж, Владимир

Москва, Нижний Новгород, Миасс, Набережные Челны, Тольятти, Ульяновск

Саранск, Чебоксары, Новосибирск

Москва, Коломна, Воронеж, Самара

Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград, Северодвинск, Астрахань

Производство оборудования для добывающей промышленности

Читайте также:  Момент инерции двух двутавров
Оценить статью
Добавить комментарий