Меншиковский дворец в ораниенбауме интерьеры

Меншиковский дворец в ораниенбауме интерьеры

Содержание

Видео

Фотоальбом

Цитатник

♥Рубрики моего дневника ♥ Новости (6366) Стихи (5566) .

Лондонский фотограф Tim Flach специализируется на фотосъёмке разнообразных животных П.

Рождественский клипарт. Автор MarijaKes *** Скачала с разрешения Marija Kes .

Третья книга "Ангельский рожок" Д.Рубиной из серии "Наполеоновский обоз" Дождались.. Но.. вот ауд.

└─►Звали нас рассветы-SEVENROSE. (мое видео).. .

Новости

Музыка

Ссылки

Рубрики

  • Стихи (12507)
  • РеЦеПтЫ (8410)
  • Новости (6388)
  • ФоТоГрАфИИ (4980)
  • Картинки (4605)
  • Это интересно (4576)
  • Живопись (4028)
  • ССЫЛКИ (3432)
  • Видео (3401)
  • Рамки (3155)
  • Вязание (2754)
  • Схемы (2344)
  • МУЗЫКА (1928)
  • Разное (1777)
  • Цветы (1714)
  • Рукоделие (1654)
  • Шитье (186)
  • Игрушки своими руками (119)
  • Здоровье (1588)
  • МУДРЫЕ МЫСЛИ (1438)
  • Рассказы (1269)
  • Рамки без картинок (1166)
  • Mысли вслух (1115)
  • Праздники (856)
  • Комментарии + код (813)
  • АфОрИзМы (749)
  • Коллажи (733)
  • Искусство (712)
  • Тесты (709)
  • Юмор (700)
  • ПрИтЧи (629)
  • Красота и здоровье (588)
  • Все для дневника (578)
  • Азы вязания. Книги, журналы по вязанию (537)
  • Клипарты (524)
  • История (521)
  • Мода (514)
  • ПоЖеЛаНиЯ (506)
  • Натюрморты (484)
  • С днем рождения (431)
  • Хозяйство и быт (386)
  • Интерьер, дизайн дома (370)
  • Флеш (320)
  • Проза (310)
  • Плейкасты (303)
  • Сад и Огород (278)
  • Фоны (268)
  • анекдоты (258)
  • Разделители (226)
  • Консервирование (222)
  • Салаты (120)
  • Заготовки на зиму (105)
  • Кино (222)
  • Рамочки текстовые (177)
  • ПрИкОлЫ (172)
  • Мир книги (142)
  • Аватары (121)
  • Гороскоп (79)
  • Доброе утро (64)
  • Аудиокниги (38)
  • Добрый день (29)
  • Добрый вечер (20)
  • Инструменты & Садовая техника (12)

Метки

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Понедельник, 22 Января 2018 г. 09:49 + в цитатник

Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Читайте также:  Мощность светодиодных светильников для натяжных потолков

Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Меншиковский или Большой дворец является памятником петровского времени. Строение является центром и старейшим сооружением величественного дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума. Меншиковский дворец возвышается над берегом Финского залива и олицетворяет утверждение России на Балтийском море.

Уникальность строения состоит в том, что в годы войны оно не было разрушено и мы можем полюбоваться творением, созданным великими мастерами XVIII – XIX веков, а также увидеть обстановку и предметы искусства того времени.

Портрет А. Д. Меншикова. 1716—1720 гг.

Граф (1702), князь (1705), светлейший (1707) Алекса́ндр Дани́лович Ме́ншиков — русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворитПетра I, генералиссимус (12 мая—8 сентября 1727), адмирал (6 мая—8 сентября 1727), первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703—1724 и 1725—1727), президент Военной коллегии (1719—1724 и 1726—1727).

После смерти Петра I способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России (1725—1727): «первый сенатор», «первый член Верховного тайного совета» (1726), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727). 8 сентября 1727 года подвергся опале, лишён имущества, званий и наград. Под арестом с 8 сентября 1727 по 4 апреля 1728, затем сослан с семьёй в Сибирь, где через полтора года умер.

Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.

Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество "диковинок". Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась "турецкая баня" со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – "Японский". По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.

В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». С 2007 года дворцы и парк находятся в ведении ГМЗ «Петергоф».

План дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума. А — Нижний сад; В — Верхний сад; С — Нижний пруд; D — Красный (Верхний) пруд; Е — Карпин пруд; F — Китайский пруд; G — П-образный пруд; Н — Морской канал 1 — Большой Меншиковский дворец; 2 — Картинный дом; 3 — Нижние дома; 4 — ворота крепости Петерштадт; 5 — дворец Петра III; 6 — Каменное зало; 7 — Кавалерский корпус; 8 — Китайский дворец; 9 — павильон Катальной горки; 10 — павильон "Китайская кухня"; 11 — Пергола

Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца.

Меншиковский дворец — памятник петровского барокко. Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель. Также в работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер[L 2] , а также Н. Пино, которому принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась — в течение XVIII—XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.

Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:
«Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях»

К воротам Нижнего сада со стороны Финского залива подходил Морской канал (как в Петергофе), который оканчивался фигурной гаванью с пристанью.

Теперь зайдем во внутрь Большого Меншиковского двореца

Дата постройки: 1711-1727 гг.

Архитекторы: Д.М. Фонтана (1670-1712?) И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), И.Г. Шедель (1680-1752).

Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.

А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.

Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.

Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество "диковинок". Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась "турецкая баня" со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – "Японский". По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.

В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

Автор росписи Боссе В (1818-1876)
Предметы из сервиза с изображением персонажей комедии Дель Арте
Императорский фарфоровый завод
Россия, Петербург, 1854

Дорожный кофейный сервиз в футляре
Королевская фарфоровая мануфактура
Германия. Мейссен.
Середина XIX

Дорожный чайный сервиз с портретами фаворитов королей Франции Людовика XIV и Людовика XV в футляре
Франция
Середина XIX

Предметы из сервиза с живописью морских видов с картин Айвазовского
Императорский фарфоровый завод
Россия, Петербург 1861

Дородный чайный сервиз, украшенный видами Царского села в футляре
Императорский фарфоровый завод
Россия, Петербург 1860

Большой Меншиковский дворец — старейшая и крупнейшая постройка дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Свое название получил в честь светлейшего князя А. Д. Меншикова. Дворец был возведен в стиле Петровского барокко в 1711-1727 годах. В свое время к его строительству были причастны такие архитекторы, как Д. М. Фонтана, И. Ф. Браунштейн, И. Г. Шедель.

Коридор дворца

Кстати, до сих пор окончательно не ясно происхождение названия местности Ораниенбаум. Одни склоняются к варианту, что это дословный перевод с немецкого — апельсиновое дерево. Другие же считают, что название связано с именем Вильгельма Оранского — правителя Нидерландов, которого очень уважал Петр I.

Как добраться

Как и в прошлый раз, мы поехали в Ломоносов со станции метро «Автово» на маршрутке. Стоимость проезда — 80 рублей с человека. А обратно, чтобы не попасть в вечернюю пробку, мы отправились уже на электричке. Со станции «Ораниенбаум-1» можно уехать как на скоростной «Ласточке», так и на привычном электропоезде.

Стоимость взрослого входного билета во дворец вместе с экскурсией — 350 рублей. Расплатиться можно банковской картой.

Немного истории

На момент постройки интерьеры дворца отличались небывалым великолепием, современники отмечали, что они превосходили даже Петергоф. К сожалению, Меншиков недолго наслаждался своей резиденцией, в 1727 году он попадает в опалу, а все имущество реквизируют в казну.

Буфетная

В 1743 году Елизавета Петровна жалует Ораниенбаум Петру Федоровичу (Петр III) и его супруге Екатерине Алексеевне. Согласно легендам, отречение Петра III от престола в пользу Екатерины II произошло или в Японском павильоне, или в Белом зале Меншиковского дворца. Таким образом завершилось его правление, длившееся 186 дней.

XIX век оказался временем расцвета для Ораниенбаума в целом и Меншиковского дворца в частности. Все благодаря великой княгине Елене Павловне. Ей удалось придать резиденции оригинальность, сохранив при этом ее исконную красоту.

Интерьеры дворца великолепны Даже люстра в столовой — шедевр фарфорового дела

После 1918 года дворец был национализирован, с этого момента он использовался различными организациями, от госпиталя до училища. Примечательно, что Ораниенбаум — это единственный дворцово-парковый комплекс в окрестностях Петербурга, уцелевший в Великую Отечественную войну. И тем печальнее, что музеем он стал лишь в 1995 году, а открылся для посетителей в 2011.

Малиновая гостиная

Экскурсия

Сам парк Ораниенбаум мы посетили еще летом, а вот дворец отложили на зиму. Наконец, пришло его время. Первое, что поражает еще при входе – это размеры. Он действительно очень большой, а взгляд сразу же останавливается на княжеской короне, венчающей главный корпус. Заходим внутрь и ждем экскурсовода.

Удивительно, но экскурсия началась без экскурсовода. Для начала нас провели через несколько интерактивных залов, в которых с помощью проекторов и движущихся макетов мы узнали много интересного об истории дворца. Весь интерактив озвучивает В. В. Познер.

Дальше нас ждала классическая программа, уже с реальным экскурсоводом. Осмотр начинается с парадной лестницы. Ее украшают деревянные балясины, каждая из которых выполнена по индивидуальному эскизу. Поражает также потолок: вся лепнина сделана вручную, без отлива форм.

Большой кабинет

Проходим через небольшую буфетную и попадаем в столовую. Взгляд останавливается на люстрах и мебели. Люстры сделаны из фарфора, мастерство исполнения просто поражает. На изготовление только одной могло уйти до 1 года. А мебель удивила наличием колесиков, в целях экономии ее лишь фанеровали элитными сортами древесины, что значительно ее утяжеляло и не позволяло просто передвигать.

Опочивальня и уборная Кабинет герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого

Проходим еще несколько залов, интерьеры поражают обилием декора и мелких деталей. Все напоминает об аристократическом происхождении бывших владельцев. Большой кабинет сразу же настраивает на рабочую атмосферу. А вот опочивальня и уборная оформлены с использованием цветочных орнаментов, что сразу говорит о принадлежности помещений особам женского пола. Кстати, уборная очень большая, ведь раньше платья были настолько громоздкими, что их невозможно было снять и надеть в одиночку.

Спускаемся на первый этаж, здесь расположено несколько выставочных залов и кабинет последних владельцев дворца, герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Старинный патефон

На этом наша экскурсия подошла к концу. Кстати, в летний период в Ораниенбауме будет открыт ещё один архитектурный шедевр, на этот раз уже архитектора Антонио Ринальди — Китайский дворец.

Если кратко, в целом:

    великолепные интерьеры; интерактивный исторический экскурс; немного тайн дворцовых переворотов.

Оценить статью
Добавить комментарий