Мастер класс по химии для детей

Мастер класс по химии для детей

Вы замечали когда-нибудь, что мир вокруг нас полон разных удивительных превращений? Каждый раз, когда мы жарим яичницу, яйцо изменяет цвет, запах, размер и температуру — а значит, происходит множество химических реакций!

Мы знаем, что каждому ребенку иногда хочется как-нибудь «похимичить» — посмешивать разные вещества и посмотреть, что будет. Наверняка и вас очень привлекала мысль что-нибудь повзрывать, но родители говорили, что играть с огнем опасно? У нас всё это станет возможным! Мы приглашаем вас на программу занимательных химических опытов, которые понравятся и детям и их родителям, а главное — будут совершенно безопасными.

Вы узнаете:

  • Что будет, если смешивать разные прозрачные жидкости?
  • Как получить зелёный огонь?
  • Что такое взрыв и как его безопасно провести?
  • Как подержать газ в ладони?

Мы ответим на эти и множество других вопросов.

Гейзеры в стаканчиках, создание цветов радуги, эффектные взрывы, извержение маленького вулкана и многие другие опыты не оставят никого равнодушным!

Все опыты абсолютно безопасны, но при этом яркие и запоминающиеся. Дети смогут непосредственно участвовать в процессе, проводя опыты под руководством нашего ведущего.

Мы даем возможность реализоваться детскому стремлению к новым открытиям и желанию все потрогать и смешать. Дарим радость, новые знания и интересные идеи.

Мы откроем для вас и ваших детей удивительный мир химии!

Мастер-класс рассчитан на детей от 7 до 12 лет.

Длительность занятия: 1.10-1.30 в зависимости от размера и состава группы.

Стоимость входного билета:

  • Детский — 900 рублей;
  • Взрослый — 500 рублей.

Сеансы, начинающиеся в 10.00 и в 10.30 утра льготные:

  • Детский — 600 рублей
  • Взрослый — 400 рублей.

Необходима предварительная запись. Ниже выберите дату, время и нажмите на кнопку записаться.

Погрузите купюру в раствор таким образом, чтобы она полностью им пропиталась и подержите ее там около минуты.

После этого достаньте купюру из раствора пинцетом, дайте стечь жидкости, подожгите (делать это лучше всего над раковиной или другой невоспламеняющейся поверхностью) и дождитесь, пока огонь не погаснет сам. Купюра останется цела и невредима!


Четвертый опыт — йод и крахмал

Смешать коричневый раствор йода с белым крахмалом. Получится синяя жидкость.


Пятый опыт — желтый огонь.

Смоченный в воде конец медной проволоки опустить в пищевую соду, чтобы она прилипла, а потом внести в пламя горелки. Пламя окрашивается в желтый цвет. То же получиться, если окунать не в соду, а в соль. Жалко, у нас не было соляной кислоты — а то бы мы могли сделать еще и зеленое пламя! А если соляную кислоту капнуть на мел, тогда пламя будет красным.


Шестой опыт — плавим металл!

Надо взять пассатижами кусок алюминиевой проволоки и нагреть его на газу. По идее, металл должен капать на горелку, температура кипения его чуть больше 650 градусов. Но на самом деле все не так. Нагретый конец провисает, и, если присмотреться, можно заметить, что внутри тонкой оболочки находится расплавленный металл. Эта жаростойкая оболочка — оксид алюминия. Он не дает металлу окисляться дальше.

Вот здесь можно посмотреть получившиеся фото и еще два таких же эффектных опыта с огнем: самовозгорающаяся бумага, и фараонова змея из глюканата кальция.

Этот и еще другие рецепты симпатических чернил для секретных посланий я подробно описывала вот тут: " ТОП-10 невидимых чернил "


Опыт 9: Выращиваем кристаллы

Всем известный опыт по выращиванию солевых кристаллов.
На х/б нитке получилось так себе, а вот на шерстяной красиво.

  • Литровая банка
  • Сырое куриное яйцо
  • Поваренная соль
  • Столовый уксус (9%-ный раствор уксусной кислоты)

Ход работы смотрите по этой ссылке.

Тонущее и всплывающее яйцо в растворе поваренной соли

Тонущее и всплывающее яйцо в уксусе

Скорлупа растворяется в уксусной кислоте

6 опытов с молоком

  1. Взрыв цвета в молоке
  2. Невидимые чернила
  3. Делаем клей
  4. Скисание молока
  5. Молоко и сок
  6. Делаем творог

Все эти опыты можно найти в посте "Почему молоко белое?"

Смешивание разных по цвету и плотности жидкостей

Можно ли есть снег?

Опыт по фильтрации талой воды, который ответит на этот вопрос, можно увидеть ЗДЕСЬ.

Получение разноцветных жидкостей

Смешиваем растворы веществ одного цвета, а в результате химической реакции получаем совсем новый цвет! Такие вот химические фокусы 🙂 Все подробности задесь: Цветные опыты по химии

А вот тут можно посмотреть еще несколько цветных химических опытов для детей. Только изменять цвет уже будет не жидкость, а пламя! Получается очень зрелищно и очень интересно 🙂 Как сделать цветной огонь смотрите ЗДЕСЬ

Автор: Варнакова Ирина Владимировна

Учитель химии и биологии «МОУ СОШ № 16 г.Вольска»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

« Опыты и эксперименты для детей »

Цель мастер -класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер -класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования .

• познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов , знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;

• развивать у педагогов умение видеть проблему , решать её и делать выводы;

• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально -исследовательской деятельности.

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми .

Раздаточный материал : к каждому опыту

I . Приветствие. Введение в тему.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту , желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?» .

Сейчас мы с вами будем работать в кабинете, для проведения опытов .

— Кто мне скажет, что такое лаборатория? ( оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)

В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.

— А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)

Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.

В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории :

Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений :

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

II . Совместное проведение экспериментирования.

— Итак начнем наши эксперименты.

Опыт 1 . «Неугомонные зернышки»

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделайте этот опыт и вы узнаете по крайней мере один способ.

Охлаждённая банка с минеральной водой

6 зёрнышек риса

Разложи нужные предметы на столе.

Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.

Начинаем научное волшебство!

Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой.

Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Что ещё можно сделать

Вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти, маленькие кусочки пластилина.

Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.

Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Когда ты высыпаешь в стакан зёрнышки риса, пузырьки газа «прилипают» к ним с поверхности. Плотность объединившихся зёрнышек становится ниже, чем у минеральной воды. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зёрнышек опять становится выше, чем плотность минеральной воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипают» к поверхности зёрен, и всё повторяется с начала. Так происходит до тех пор, пока из минеральной воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зёрнышки спокойно спускаются на дно.

Опыт 2 . «Лавовая лампа»

Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно. но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу. Я очень давно хотела провести опыт с лава-лампой, и вот затея приобрела реализацию.

Реквизит : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.

Масло будет плавать по поверхности.

Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Через некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Опыт 3 . «Невидимый убийца огня»

А сейчас я предлагаю почувствовать себя волшебниками и погасить свечу, даже не прикасаясь к ней.

Как погасить свечу одним легким движением руки? Легко!

Реквизит : уксус 9%, пищевая сода, два стакана, свечи, спички.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Насыпаем 2 чайные ложки соды в первый стакан и в него же добавляем 10 мл уксуса 9%.

3. Поджигаем свечи.

1 . Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ во второй стакан.

2. " Выливаем" газ из второго стакана на горящие свечи.

Результат . Свечи тухнут.

При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО 2 , который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха в 1, 5 раза и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы "льем" углекислый газ на свечи, они тухнут.

Со стороны опыт выглядит настоящим волшебством и на неподготовленного зрителя, особенно на детей и тех взрослых, у которых плохо с фантазией и со знанием элементарной химии, производит потрясающее впечатление.

Опыт 4 . «Огниво» или «Вулкан Шееле»

То, о чём вы сейчас узнаете, — не просто развлечение: это может оказаться полезным, если вы вдруг случайно окажетесь в пустыне. Ингредиенты для эксперимента часто входят в комплекты для выжиания и помогают людям в пустыне разводить огонь.

Если у вас не оказалось ни спичек, ни зажигалки, то добыть огонь возможно несколькими довольно трудными способами. Добыча огня с их помощью требует определенных навыков и предварительной тренировки.

Вообще то, таким способом можно спалить всю пустыню, несмотря на то, что растительности там нет.

обычная аптечная марганцовка

обычный аптечный глицерин

кафельная плитка или любая другая термостойкая подставка

1.Разложи нужные предметы на столе.

2.Насыпаем на термостойкую подставку немного марганцовки. Осторожно, не рассыпьте, ее потом очень сложно убрать и избавиться от малиновых разводов!

3.Кончиком ложки делаем небольшое углубление в горке марганцовки.

Начнем волшебство: Пипеткой аккуратно капаем в нее 2-3 капли глицерина. Ждем секунд 20-30.

Результат . Через 10-15 секунд появляется небольшой дымок, который постепенно увеличивается, затем происходит резкое самовозгорание.
Затем происходит бурная реакция марганцовки с глицерином — быстрая яркая вспышка. Настолько быстрая, что даже не успеваешь ее сфотографировать.

Химическая реакция марганцовка с глицерином помогает зажечь огонь без спичек. Вот, в общем-то, и все. Теперь вы знаете, как зажечь огонь без спичек. Если хотите сделать этот опыт эффектнее, можно предварительно положить на кафельную плитку кусочек тонкой бумаги, например, салфетки или туалетной бумаги. А уже поверх нее сыпать марганцовку. Тогда получится небольшой костер.

Только не забывайте о правилах техники безопасности и будьте осторожны с огнем!

Вулкан Шееле — один из самых простых и зрелищных опытов.
Теперь этот эффектный опыт с выбросом огня, похожий на поведение внезапно проснувшегося вулкана, осуществляют следующим образом. В фарфоровую чашку или на керамическую плитку насыпают в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия KMnO 4 . В вершине горки делают небольшое углубление, вносят туда несколько капель глицерина C 3 H 5 (OH) 3 , не содержащего примеси воды, и сразу же отходят в сторону: сейчас «вулкан» проснется!

Через 1–2 мин происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части KMnO 4 ; глицерин при этом воспламеняется.

Реакция, вызвавшая вспышку, соответствует уравнению:

14KMnO 4 + 3C 3 H 5 (OH) 3 = 7K 2 CO 3 + 14MnO 2 + 12H 2 O­ + 2CO 2 ­,

и сопровождается большим выделением энергии в виде теплоты и газообразных продуктов (CO 2 , пары воды), которые увлекают за собой раскаленные твердые частицы диоксида марганца MnO 2 и карбоната калия K 2 CO 3 .

Полная иллюзия извержения вулкана!

Опыт 5 . «Кислота надувает шарик»

В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

Реквизит : уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Сначала насыпаем около трех четырех чайных чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.

3. В бутылку наливаем немного уксуса.

4.Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

1. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Результат: Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.

Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.

Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.

Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым . Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого кислотой .

Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.

Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!

Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.

NaHCO 3 + CH 3 COOH → NaCH 3 COO + H 2 O + CO 2

— Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется , проясняется.

-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе поднимите «солнышко»;

Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облако»;

Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, поднимите «тучу».

Читайте также:  Можно ли красить силикатный кирпич
Оценить статью
Добавить комментарий