Машиностроение в россии карта

Машиностроение в россии карта

Содержание

Машиностроение и металлообработка включают такие крупные подотрасли, как энергетическое, электротехническое, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность и др. Отрасль определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование ведущих отраслей экономики – топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, агропромышленного комплекса, оборонных отраслей, строительства, а также наполнение потребительского рынка.

Машиностроение – основа технического оснащения всех отраслей промышленности и показатель развития экономики страны. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и др.), производительность труда, технический прогресс, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства, материальное благосостояние народа.

В СССР машиностроение занимало 1-е место в промышленности по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях.

С 1991 г. начался период общего спада производства, в т. ч. и в машиностроении. Медленное формирование новой законодательной базы, переход к свободным рыночным ценам, отказ от действующей в СССР системы заказов, разрыв кооперационных связей между бывшими республиками СССР и социалистическими странами, входившими ранее в Совет экономической взаимопомощи, сдерживали развитие машиностроения. Но уже в 1995–2000 гг. выпуск продукции отрасли увеличился в сопоставимых ценах на 14,7%.

Позитивные изменения, проявившиеся после кризиса 1998 г, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность обусловили положительную динамику развития отрасли. Постепенный подъём производства в отрасли связан, в первую очередь, с увеличением спроса на отечественную продукцию.
Произошли изменения и в структуре производства. Уменьшилась доля автомобильной промышленности, что связано со снижением темпов роста (103,3%) по отношению к среднеотраслевым (120%), возросла доля тяжёлого, энергетического, транспортного, химического, нефтяного машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения.

Читайте также:  Маленькая спальня с рабочим столом

Прекратился спад производства в станкостроительной и инструментальной промышленности в основном за счёт увеличения поставок оборудования на экспорт, расширение номенклатуры и освоения новых видов высокопроизводительного конкурентноспособного оборудования и инструментов, пользующихся спросом.

Основными факторами, обусловившими рост производства в отрасли, явились:

  • существенный рост инвестиционного спроса;
  • продолжение процессов импортозамещения;
  • проведение работ по оптимизации мощностей;
  • реструктуризация активов предприятий;
  • начало модернизации и перевооружения производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении;
  • освоение новых видов техники;
  • возросшие объёмы поставок на экспорт многих видов машиностроительной продукции;
  • возрастание конкурентных преимуществ отечественной продукции, в основном по параметрам цена — качество.

Предприятия электротехнической промышленности производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и др. – всего свыше 35 тыс. видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большая часть выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

Производство энергетического оборудования — одна из наиболее активно действующих подотраслей машиностроения. Предприятия оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования для электростанций разного типа. Они имеют экспортные заказы и производят оборудование для потребителей внутри страны.

Для транспортного машиностроения характерен большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т. п.

В 1990-е гг. география российского автомобилестроения заметно трансформировалась : появились заводы по выпуску легковых автомашин в Ростовской, Ленинградской и Калининградской областях, изменилась структура производства автомашин в других регионах. В то же время, по-прежнему, ключевым для отрасли регионом, где выпускается почти 3/4 легковых автомобилей, остается Самарская область.

Размещение самых первых крупных предприятий российской автомобильной промышленности было приурочено к развитым машиностроительным центрам. В 1924 г. заработал завод в Москве (АМО ЗИЛ), а в 1929 — 1932 гг. было построено предприятие в Нижнем Новгороде (ГАЗ). До сих пор на ГАЗ приходится больше половины выпуска грузовых автомашин в России. На том же заводе производятся «Волги», вследствие чего Нижегородская область стабильно находится на втором месте по выпуску легковых автомашин.
Заметный сдвиг в географии российской автомобильной промышленности произошел в годы Великой Отечественной войны, когда оборудование с московского завода было эвакуировано на Урал и Поволжье, где теперь действуют УралАЗ (город Миасс, Челябинская область) и УАЗ (город Ульяновск). После войны появились и новые заводы легковых автомобилей — в столице создан Московский завод малолитражных автомобилей (позднее АЗЛК, выпускавший до своего банкротства автомобили «Москвич»), затем «Ижмаш» в Ижевске, СеАЗ в Серпухове (автомобили особо малого класса «Ока») и др.

Больше 2/3 выпуска автобусов приходится на Нижегородскую область, где наряду с малогабаритными автобусами предприятия, расположенного в Павлово, выпускаются микроавтобусы «ГАЗель» на Горьковском автозаводе.

На Нижегородскую область приходится и значительная доля производства грузовиков (около 60%). Около 15% производства грузовиков приходится на Республику Татарстан («КАМАЗ»).

Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике.Важнейший центр морского судостроения – город Санкт-Петербург, где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования. Санкт-Петербург — также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и Калининграде. В Азово – Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах Европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, в бассейне Каспийского моря — в Астрахани и Волгограде. На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения — Комсомольск-на-Амуре, менее крупные — Николаевск-на-Амуре и Владивосток. Судоремонтные заводы имеются в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения — Северодвинск; судостроительные заводы работают в Североморске и Архангельске, судоремонтные — в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек.

Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения — тракторостроение и комбайностроение.

Предприятия приборостроения и электроники, входящие в оборонно-промышленный комплекс, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др.

Инновационная деятельность предприятий машиностроения в последнее время была направлена на расширение ассортимента продукции, улучшение качества продукции и услуг, сохранение традиционных рынков сбыта. Более высокая инновационная активность проявляется на крупных предприятиях (с численностью персонала от 1000 до 5000 чел.).
С 2000 г. в машиностроении начался прирост численности работающих, которая возросла практически во всех отраслях машиностроения.

Главная цель развития отрасли — трансформация в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентную технику и на этой основе обеспечивать процессы модернизации технической базы производства и роста его объёма опережающими, по сравнению с другими отраслями промышленности, темпами.

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от некоторых факторов.

Решающие факторы

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

Тяжелое машиностроение

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется металлоемкое машиностроение.

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники для добычи полезных ископаемых, оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование для газовой и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднее машиностроение

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая .

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено в современной России более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

(Пока оценок нет)

Крупнейшие центры машиностроения в России — Санкт-Петербург (Ижорские заводы, Ленинградский металлический завод, "Электросила", Петербургский тракторный завод, заводы иностранных автоконцернов), Москва ("Электрозавод", Коломенский завод, "Метровагонмаш", Демиховский машзавод), Таганрог ("Красный котельщик"), Екатеринбург, Барнаул (Уральский турбинный завод, филиалы Энергомашкорпорации, Алтайский тракторный завод); сельскохозяйственного машиностроения — Ростов-на-Дону ("Ростсельмаш"), Красноярск (Красноярский завод комбайнов, "Краслесмаш"), Краснодар ("БДМ-Агро"), Волгоград (Волгоградский тракторный завод), Новосибирск ("Сиблесмаш"), Тверь (Тверской вагоностроительный), Нижний Тагил ("Уралвагонзавод"), Брянск (Брянский машзавод), Новочеркасск (Новочеркасский электровозостроительный завод), Петрозаводск (Онежский тракторный завод), Тольятти (АвтоВАЗ), Нижний Новгород (Горьковский автозавод), Ульяновск (Ульяновский автозавод). Доля в российском ВВП каждой из отдельных машиностроительных отраслей — около 1%. Исключение — автопром, доля в ВВП которого составляет 1,8%, а также транспортное машиностроение (1,2%). Абсолютным лидером по объему выпуска является автопром: $41 млрд в 2007 году, за ним следуют железнодорожное машиностроение ($7 млрд), энергомаш ($2,6 млрд), сельхозмашиностроение ($1,6 млрд) и производство лесной техники ($600 млн). Доля каждой из отраслей в мировом производстве не превышает 2%, однако по отдельным машинам достигает 20% (например, на Россию приходится 17% мирового производства зерноуборочных комбайнов, основного вида техники в сельском хозяйстве, а также 20% трелевщиков, применяемых в лесном хозяйстве). Рынки сбыта: Россия и СНГ, Индия Китай, Иран, Сирия, Болгария, Польша (энергомаш и железнодорожное машиностроение), Индонезия, Вьетнам (лесное машиностроение), Латинская Америка (автопром).

Оценить статью
Добавить комментарий