Марка бетона для опор освещения

Марка бетона для опор освещения

Содержание

Железобетонные опоры востребованы при сооружении сетей наружного освещения в городах, поселках и других населенных пунктах. Они используются для размещения уличных светильников и устанавливаются вдоль автомобильных дорог, у тротуаров и скверов, на территории промышленных предприятий и на других объектах.

Характеристики и виды

Опоры освещения из железобетона изготавливают методами центрифугирования и вибропрессования, используя бетон с различными добавками. Для повышения прочности опоры усиливают с помощью арматуры — гладких или рифленых металлических стержней разного диаметра.

Опоры освещения представлены несколькими марками, которые различаются весом, высотой и особенностями конструкции. Опоры могут быть монолитными или полыми, а по форме — круглыми, восьмигранными и трапециевидными.

Выбор определенного варианта железобетонных опор зависит от технических параметров и расположения осветительной линии, и определяется проектной документацией.

Преимущества и недостатки опор

Популярность опор освещения из железобетона обусловлена низкой стоимостью и продолжительным сроком использования. При соблюдении технологии изготовления, правил транспортировки и установки столбы сохраняют функциональность не менее 50 лет. Для железобетонных опор также характерно:

  • устойчивость к воздействию химических веществ и открытого огня;
  • отсутствие склонности к появлению коррозии и образованию плесени и грибка;
  • низкие расходы при эксплуатации опор;
  • способность выдерживать нагрузки при установке опор в сейсмически активных зонах.

Однако в некоторых ситуациях при прокладке осветительных линий выбирают металлические опоры. Причиной тому — недостатки опор из железобетона, среди которых можно выделить:

  • Значительный вес. В отличие от сравнительно легких металлических конструкций железобетонные опоры весят не менее 700 кг. Из-за массивности и громоздкости опор транспортировка и процесс монтажа усложняются и сопровождаются дополнительными расходами. Для перевозки опор освещения из железобетона понадобятся транспортные средства большой грузоподъемности, доступ которых в некоторые районы ограничен.
  • Трудоемкость демонтажа опор. Для переработки и утилизации кусков бетона понадобятся дополнительные средства, а для освобождения металлического каркаса необходимо специальное оборудование.
  • Трудоемкость монтажа. Для установки металлической опоры нужно меньше людей и спецтехники.
  • Неэстетичный внешний вид. Металлические опоры можно сделать в любом архитектурном стиле, просто добавив декоративные элементы, покрасив или доработав конструктив — так появились граненые, круглые конические опоры, изогнутые и пр.
  • Невозможность усовершенствования функциональности конструкции. Металлические опоры можно сделать складывающимися, при установке в труднодоступных местах или на объектах, где не предусмотрена спецтехника, кроме лестницы.
Читайте также:  Красивые дома с бассейнами

Еще одна проблема, из-за которой отдают предпочтение металлическим опорам, заключается в недостаточной устойчивости столбов из железобетона к воздействию осадков и перепадам температуры.

Особенности эксплуатации железобетонных опор

Для защиты стальных опор от коррозии достаточно горячего оцинкования или обработки специальными составами. В отличие от металлических опор конструкции из железобетона не склонны к появлению ржавчины, но способны поглощать воду из грунта. В зимний период насыщенный влагой бетон замерзает, а весной и осенью — оттаивает. В течение года в центральных районах России наблюдается до 40-70 циклов перехода температуры воздуха через 0 °C. При таких воздействиях опоры железобетонные быстро разрушаются и приходят в негодность.

Способствуют морозной деструкции опор и различные реагенты, которые применяют для очистки дорог и тротуаров от снега и льда. Чтобы обеспечить продолжительный срок службы железобетонных опор, необходимо обращать внимание на соответствие марки морозостойкости и условий эксплуатации. Для повышения прочности и устойчивости опор к воздействию низких температур и химических компонентов применяют специальные модифицирующие добавки. Полученные бетонные конструкции имеют более высокую марку морозостойкости, но сопоставимы по стоимости с металлическими опорами.

Поэтому при выборе между металлическими опорами и железобетонными опорами для установки уличных светильников нужно учитывать следующее:

  • величину расходов на монтаж, обслуживание и утилизацию опор;
  • необходимый уровень безопасности;
  • сложность транспортировки опор к месту установки (перевозка металлических опор проще и дешевле).

Важными факторами также являются температурный режим в зимний период, высота расположения грунтовых вод и содержание влаги в почве.

Технология изготовления железобетонных опор

Изготовление железобетонных опор освещения осуществляется поэтапно. Сначала с помощью специальных станков из металлической арматуры получают заготовки нужного размера. На этом этапе гнут петли и стержни для контура заземления, навивают спирали и подготавливают другие элементы для заземления опор. Дальнейший процесс изготовления железобетонных опор методом вибропрессования включает:

  • Приготовление формовочной смеси. В бетономешалку помещают цемент, заполнители, модифицирующие добавки и другие компоненты. В сухую смесь добавляют воду и замешивают раствор для опор, который потом переливают в бетоноукладчик.
  • Подготовка форм и арматуры. После очистки и смазывания в специальных формах особым образом укладывают стержни для железобетонных стоек.
  • Заполнение форм. Готовый бетон помещают в формы с помощью бетоноукладчика, а затем уплотняют структуру материала вибратором.

После сушки и проверки качества опоры перемещают к месту складирования, где с помощью сварки закрепляют стержни контуров заземления и определяют прочность материала. Для дальнейшей реализации опоры маркируют.

Чтобы исключить повреждения железобетонных опор уличного освещения при перевозке к месту установки, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не допускать ударных нагрузок и сбрасывания опор при выгрузке.
  • Закреплять стропы на опорах в двух местах, на равном расстоянии от центра.
  • Фиксировать опоры во время транспортировки с помощью растяжек.

При хранении опор через каждые 5 м устанавливают прокладки, а конструкции из железобетона укладывают в три ряда.

Особенности монтажа, заземления и эксплуатации опор

Установку железобетонных опор осуществляют в соответствии с разработанным проектом наружных осветительных линий. При использовании автокрана с насадкой-буром или другой спецтехники монтаж опор предусматривает:

  • Разметку и бурение отверстий, размер которых должен быть больше аналогичного параметра опор, а глубина составляет 1,5 м.
  • Установку опоры.
  • Засыпание ямы песком.

После установки на опоре закрепляют кронштейны и светильники, и подключают их к электрической сети. При монтаже полых опор кабель заводят в особое отверстие в нижней части конструкции, в иных случаях провод крепят к стойке или проводят воздушные линии.

Для защиты опор железобетонных ВЛ до 1 кВ используют заземляющие устройства, которые предохраняют от перенапряжений. Корпуса светильников также заземляют, соединяя с заземляющим контуром. Его выполняют из металлических стержней сечением 6 мм или уголков, которые заглубляют в грунте и соединяют полосой металла. Сопротивление устройства для заземления опор из бетона не может превышать более 30 Ом.

Для обнаружения неисправностей железобетонных опор проводя следующие проверки:

  • Осматривают стойки 1 раз в 6 лет, выявляя трещины конструкции.
  • Оценивают состояние элементов из металла 1 раз в 3 года.
  • Проверяют прочность болтовых соединений опор не реже 1 раза за 2 года.

Кроме того, регулярно заменяют светильники, оборванные провода и проверяют аппаратуру железобетонных стоек.

Железобетонные опоры наружного освещения позволяют организовать эффективное освещение автомагистралей, улиц, площадок различного назначения, в том числе промышленного и складского. Данный вид ЖБ опор также применяется для монтажа воздушных линий электропередачи.

Достоинства железобетонных опор уличного освещения

ЖБ стойки для установки светильников имеют ряд преимуществ перед альтернативой в виде деревянных и металлических опор. В список достоинств входит:

  • устойчивость к коррозии, биологическому разрушению, воздействию агрессивных сред;
  • повышенная огнестойкость;
  • сейсмостойкость;
  • способность выдерживать высокие нагрузки;
  • технологичность изготовления – изделия просты в производстве, имеют стандартные типоразмеры и выпускаются серийно;
  • долговечность – срок службы изделия при условии соблюдения технологии изготовления, правил транспортировки и монтажа, составляет не менее 50 лет;
  • ремонтопригодность – повреждения, возникшие в процессе эксплуатации (трещины, выкрошившиеся участки бетона), легко заделываются ремонтным составом;
  • низкие эксплуатационные расходы – ЖБ опоры положено осматривать раз в несколько лет для выявления и устранения дефектов поверхности;
  • невысокая стоимость.

Недостатки ЖБ опор

Стойки из железобетона не лишены и недостатков, к которым можно отнести:

  • большой вес – изделие весит не менее 700 килограммов, что усложняет погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку и монтаж опор;
  • сложность демонтажа – требуется задействовать спецтехнику;
  • дорогостоящую утилизацию отслуживших свой срок конструкций;
  • невысокую сопротивляемость ударным нагрузкам – бетон растрескивается и крошится при случайных ударах стойки о бетон или металл в ходе транспортировки, опора может быть повреждена автотранспортом или снегоуборочной техникой;
  • невыразительный внешний вид – изделия из бетона не отличаются эстетичностью, на шероховатой поверхности со временем оседают загрязнения.

ЖБ стойки для монтажа наружного освещения стали эффективной заменой недолговечных деревянных столбов. Но сегодня железобетонные изделия постепенно уступают место более практичным и эстетичным металлическим опорам, а также стойкам для уличных светильников, выполненным из композитных материалов.

Виды ЖБ опор освещения

Характеристики железобетонных опор освещения зависят от варианта исполнения изделий.

Стойки для светильников различаются:

  • по способу изготовления (вибрированные и центрифугированные);
  • продольная форма (конические, цилиндрические, призматические, пирамидальные);
  • форма поперечного сечения (круглые, прямоугольные, граненые);
  • наличие внутренней полости (сплошные и с полостью);
  • разные формы армирования (с обычным армированием, предварительно напряженные).

От способа армирования и типа арматуры во многом зависит такой параметр опоры, как расчетный изгибающий момент – он определяет несущую способность. Марка бетона влияет на проницаемость (нормальная/пониженная/особо низкая). Учитывая эти характеристики, подбираются изделия для эксплуатации в условиях повышенных ветровых нагрузок, воздействия агрессивных сред и т.д.

Опоры со сплошным стволом используются для подвески ВЛ и могут задействоваться в тех случаях, когда электропитание светильников осуществляется с помощью воздушных линий. Стойки с внутренней полостью позволяют подвести к приборам уличного освещения электрический кабель, проложенный под землей либо по воздуху. Опоры для светильников с кабельной подводкой снабжены люком для монтажа и обслуживания электрокоммутирующего оборудования, а стойки для воздушной подводки люка не имеют.

Размеры и вес изделий

Изготовление ЖБ стоек наружного освещения большинством производителей до сих пор ведется в рамках ГОСТ 23613-79, ГОСТ 26071-84 «Стойки железобетонные вибрированные для опор высоковольтных линий электропередачи», ГОСТ 22687.1-85 «Стойки конические железобетонные центрифугированные для опор высоковольтной линии электропередачи», несмотря на отмену этих стандартов.

Также используются разработанные в СССР типовые проекты, к примеру, Серия 3.407.1-143 «Железобетонные опоры ВЛ 10 кВ» или Серия 3.407.1-136 «Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ».

Опоры СВ

СВ (стойка вибрированная) – наиболее популярный вид ЖБ опор. Призматические изделия разработаны для прокладки ВЛ напряжением до 35 кВ, а шестигранные получили широкое распространение в качестве стоек для уличных светильников.

Шестигранные железобетонные опоры освещения:

  • с воздушной подводкой – СВ-1.2-10;
  • с кабельной подводкой – СВ-0.8-10.
Опоры СВН

Стойки СВН также относятся к граненым железобетонным опорам наружного освещения – ее сечение представляет собой полый внутри восьмигранник.

  • с воздушной подводкой – СВН 9-1, 1-2;
  • с кабельной подводкой – СВН 9-1, 1-2у
Опоры СКЦ

Стойки СКЦ – это круглые в сечении (конические) железобетонные опоры освещения, полые внутри, которые изготавливаются из тяжелого бетона методом центрифугирования.

Опоры СКЦ с воздушной подводкой

Наименование Длина, L Высота, h Ширина, B Масса, кг
СКЦ-9-2,5-1К 9000 170 335 700
СКЦ-10-2,5-1К 10000 170 335 820
СКЦ-11-2,5-1К 11000 170 335 940

Заключение

При выборе ЖБ стоек для монтажа уличных светильников следует учитывать несущую способность, которая зависит от материалов и технологии изготовления изделий. Если опоры предназначены для эксплуатации в сложных условиях, необходимо обратить внимание на показатели морозостойкости и проницаемость бетона.

Рекомендуется покупать железобетонные опоры освещения у зарекомендовавших себя производителей – долговечность изделий может быть гарантирована только при строгом соблюдении технологии производства и использовании качественного сырья.

Виды уличных металлических опор освещения

Опора ОГК граненая фланцевая

Современная, долговечная, с цинковым покрытием, высотой от 4м до 16м (шаг 1м), нагрузкой до 100кг применим везде: улицы, автомагистрали, стоянки, промышленные территории, спортивные объекты (например, крытые и закрытые теннисные корты), для зон отдыха менее уместна, но и там успешно находит свое применение.

Опора ОГП граненая прямостоечная не имеет фланца и устанавливается непосредственно в грунт подземной частью ствола

Опора ОТФ трубчатая фланцевая

Универсальная, высотой от 0,5м до мощных, высоких осветительных мачт с применением труб разного диаметра, с покрытием горячий цинк или порошковое окрашивание.
Её внешний вид подходит для установки в любом месте, а в комплекте с парковыми светильниками становится декоративной парковой опорой смотрится изящно и гармонично, идеально вписываясь в архитектурные ансамбли исторических памятников культуры, парки, детские площадки, территории загородных домов

Опора ОТП трубчатая прямостоечная не имеет фланца и устанавливается непосредственно в грунт подземной частью ствола

Закладные детали фундамента опор

Если установка опор планируется не на бетонные плиты (как например это делают на железнодорожных платформах), а в грунт, то ответная закладная деталь опоры будет необходима.
Для всех опор есть готовые типовые решения по длине, диаметру трубы и размеру площадки фланца (приваренный квадрат или круг, такой же, как у опоры).

Кронштейн для опоры освещения

Кронштейн выбирается в зависимости от типа светильников и их количества на опоре. Видов кронштейнов много, можно заказать индивидуальный для конкретного частного случая, но как правило применяют типовые решения.
Как бы не был назван кронштейн (вариантов по маркировке множество), в ней будет указана высота, вылет, количество рожков, диаметр всей трубы или только той части которая идет в опору, тип кронштейна (вставной или приставной с хомутами как правило для ЖБИ опор типа СВ), а также градусы подъема рожка и между рожками. Типовые размеры представлены в разделе.
Покрытие горячее цинкование или порошковое окрашивание по каталогу RAL.

Светильники — прожекторы

Мы здесь не будем рассматривать подробно, какие бывают уличные светильники и прожекторы, но для того что бы установка прошла гладко важно знать вот что:
Кронштейн без проблем должен вставляться в консольный светильник. Поэтому заказывая кронштейн, укажите диаметр посадочного отверстия светильника или с точность до наоборот, покупая светильник, убедитесь, что он подойдет для вашего кронштейна. Кронштейн для прожектора имеет другой конструктив. У прожектора есть лира (П-образная скоба) которую можно крепить на любую поверхность (стена, потолок, пол) в случае установки на опору нужен кронштейн с плоской поверхностью.
При заказе кронштейна необходимо знать его ширину, и расстояние между отверстиями для крепления находящиеся на лире. Если прожекторов несколько, то еще, в какие стороны они будут направлены.

Вот поэтому мы рекомендуем покупать все элементы осветительной установки в одном месте, у нас в МЕГАТРОН электрикс.

Сколько надо света?

А, правда, сколько надо света? Всем понятно, сколько должно быть станков, столов, стиральных машин.… А освещения?
На этот вопрос могут ответить СНиП (Строительные Нормы и Правила) 23-05–95, СаНПиН (Санитарные правила и нормы) 2.21/2.1.1.1278-03. Даже для квартир есть свои нормы, но в частной жизни проще, сколько достаточно, столько и норма.
Для всех остальных только привязка к нормам!
Промышленность, улица, медицина, образование, развлечения, ВЕЗДЕ!
Расчет освещенности технически сложный процесс, требующий больших знаний и опыта. Простенькие расчеты выполняются быстро и бесплатно. Проекты по освещенности, например для производственных цехов или торговых залов с выделенными группами рабочего, дежурного, аварийного освещение с применением всех норм и правил, трудоемкий процесс, требующий определенных временных и финансовых затрат.

Настоящая инструкция является техническим документом для ознакомления с порядком и техническими приемами осуществления монтажа металлических закладных деталей типа ФМ (фундаментов) опор.

Инструкция может использоваться специалистами проектных организаций, как справочным материалом, а также должна использоваться специалистами строительных и монтажных организаций и подразделений, производящих установку опор, монтаж и наладку уличного освещения.

1) К подготовительным работам перед монтажом опор освещения относятся:
– проектирование мест установки опор;
– обеспечение путей подъезда транспортных и грузоподъемных механизмов;
– подготовка мест установки опор в грунте;
– подготовку технологической оснастки и комплектации полным комплектом крепежа.

Проектирование мест установки опор должна производить проектная организация, имеющая лицензию на проектирование фундаментов и уполномоченная на это заказчиком. Мощность фундаментной части опоры должна соответствовать требованиям СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений».

Обеспечение путей подъезда транспортных и грузоподъемных механизмов к месту монтажа опор заключается в создании возможности подъезда транспортного средства, обеспечивающего доставку опор к месту установки в зону, доступную грузоподъемному механизму, которое должно за один прием производить снятие опоры с транспортного средства, подъем опоры и установку на фундаментную часть.

2) Подготовка мест установки опор заключается в:
– бурении скважины, задаваемого проектом, диаметра и глубины;
– прокладке кабелей (при кабельной подводке питания) и выводе их на поверхность;
– засыпке дна буровой скважины гравием (с толщиной слоя засыпки не менее 200 мм).
– установка опор на фундаменты не полностью засыпанные грунтом, запрещается.

3) Подготовка тех оснастки и комплектование опор и кронштейнов крепежом заключается в:
– подбору деревянных клиновых распорок, позволяющих произвести расклинивание ствола закладной детали в скважине;
– подготовка уровня, длина которого должна быть не менее ширины фланца закладной детали.

4) Установка закладных деталей должна производится в следующей последовательности:
– произвести подготовительные работы по п. 2.1. настоящей инструкции;
– разместить грузоподъемный механизм рядом с местом установки опоры таким образом, чтобы его стрела могла (без перестановки всего механизма) доставать до места установки и до транспортного средства, на котором закладные детали доставляются к месту установки;
– произвести строповку, подъем закладной детали и перемещение ее к месту установки;
– сориентировать направление отверстия для ввода кабелей;
– пропустить (через фланец закладной детали и отверстие вывода кабелей в землю) трубу ПНД, внутренний диаметр которой на 20–40 мм больше диаметра пучка кабелей, входящих в опору (минимальный выпуск трубы выше фланца – 100 мм);
– пропустить кабель через полиэтиленовую трубу и вывести его над фланцем закладной детали;
– опустить закладную деталь в пробуренную скважину до опирания на гравий;
– установить не менее трех деревянных клиновых распорок между стволом закладной детали и стенками скважины, проверяя горизонтальность плоскости фланца уровнем. Отклонение от горизонтальности плоскости фланца допускается не более 1:50 (не более 10 мм при ширине фланца 500 мм);
– произвести заполнение скважины с закладной деталью бетоном до уровня поверхности грунта. Бетон должен вибрироваться по всей глубине. Полости и пустоты не допускаются. Марка бетона должна быть не хуже В20(25) W6 F200;
– спланировать наружную поверхность бетона с отливом 150;
– выдержать бетон не менее 2-3 дней. Монтаж опор на закладную деталь допускается не ранее, чем через 2-3 дня после заливки бетона.

Установка опоры освещения

С помощью грузоподъемного механизма и капроновых строп поднять опору и установить на анкерные шпильки.

Использование металлических тросов не допускается!

Установка опор на анкерные закладные элементы фундамента необходимо с помощью уровня выставить горизонтально нижние опорные гайки на анкерных болтах.

Навернуть верхние гайки, проверить вертикальность установки опоры, при необходимости, ослабив верхние гайки, вращать нижние гайки до достижения отклонения от вертикали не более 0,5 град.

В случае установки опор с использованием болтов или полно резьбовых шпилек выполнить фланцевое соединение. Подтяните и затяните до отказа все гайки.

Установите кронштейн в верхней части опоры в следующей последовательности:
1. Наживить установочные винты (8 шт.) в верхней части опоры в приваренные гайки.
2. Вертикально вставить кронштейн в опору до упорного фланца (предварительно запустив кабель)
3. Последовательно затянуть установочные винты.

Оценить статью
Добавить комментарий