Лицензирование деятельности по транспортированию отходов

Лицензирование деятельности по транспортированию отходов

Содержание

Производственные площадки предприятия находятся в разных населенных пунктах, но в границах одного городского округа. В производственных подразделениях и помещениях образуются отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, но места для временного накопления этих отходов оборудованы только на одной производственной площадке, на остальных площадках таких мест нет. В связи с этим возникла необходимость транспортировать указанные отходы с разных производственных площадок к этим местам временного накопления отходов, расположенным в другом населенном пункте.

Необходимо ли нашему предприятию для осуществления транспортировки отходов к местам временного накопления получать лицензию на транспортировку отходов I–IV классов опасности? Дело в том, что отходы еще не списаны и не оприходованы как отходы. Если мы будем вывозить свои бытовые отходы на городской полигон, нам тоже нужно будет получать лицензию на транспортировку?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

  • отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ;
  • накопление отходов[1] — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

КСТАТИ

С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

  • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Читайте также:  Линолеум без запаха какой

Кроме того, в ряде стандартов, в т.ч. ГОСТ Р 56222-2014 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения в области материалов» (будет введен в действие с 01.01.2016), под термином «отходы» подразумевается вещество или предмет, от которого его собственник избавляется, намерен избавиться или должен избавиться.

Очевидно, что отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, которые предприятие намеревается транспортировать с целью дальнейшего накопления либо передачи на полигон, приобретают статус отхода по факту утраты ими потребительских свойств вне зависимости от факта их списания.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[3].

КСТАТИ

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены:

•проект Приказа Минприроды «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[4];

•проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[5].

Требования к соискателям лицензии, планирующим осуществлять транспортирование отходов I–IV классов опасности, изложены в таблице.

Лицензирование деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности

Лицензионные требования

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении лицензии

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии

  • Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6], принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[7]
  • Перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов[8], а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами
  • Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
  • копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности[9]

ВЫВОД

При транспортировке отходов I–IV классов опасности между разными производственными площадками или вывозе бытовых отходов (если они относятся к I–IV классам опасности) на городской полигон возникает необходимость получения лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности.

[1] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/) (прим. редакции).

[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[3] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).

[6] См. Колчина Е.Н. Маркировка транспортных средств при перевозке отходов // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 94–100 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/markirovka/) (прим. редакции).

Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79;

Дудникова А.Г. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 6–16 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/prof_podgotovka/) (прим. редакции).

[8] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

Каталог ищите здесь:

[9] Подробнее см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

На вопрос отвечает И.Д. Кузьмин, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

Мир не стоит на месте, растет количество промышленных предприятий и мусора, который они производят. Зачастую нет возможности утилизировать его на месте производства. На помощь приходят транспортные компании, имеющие соответствующий автопарк и прошедшие лицензирование деятельности на транспортировку отходов.

Правовая основа лицензирования

Лицензия на транспортировку – это документ, разрешающий перевозить мусор I-IV классов опасности. Ход сбора документов имеет строгий регламент. Закон, описывающий этот процесс, – 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Перечень документов для получения лицензии

Чтобы получить лицензию на сбор и транспортировку отходов, нужны следующие документы:

  1. Устав, протокол организации.
  2. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН.
  3. Свидетельство о регистрации права собственности заявителя.
  4. Договоры аренды зданий.
  5. Документы, касающиеся регистрации арендуемых помещений.
  6. Техническое описание процесса перевозки отходов.
  7. Договор аренды транспортного средства.
  8. Паспорт транспортного средства.
  9. Заключение государственной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  10. Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ).
  11. Трудовой договор.
  12. Кадровые бумаги.
  13. Сертификаты о подготовке сотрудников к работе с отходами.
  14. Аттестационные бумаги.
  15. Перечень отходов по классам (I-IV).
  16. Маршрутный лист.

Процедура и сроки получения лицензии на транспортировку отходов

Комиссия займет 2 недели. Такое время потребуется для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии по сбору и транспортировке отходов. СЭЗ требует отдельного заявления.

Заводам требуется перевозка мусора с помощью транспортных средств вне границ земельного участка этих предприятий. Поэтому для получения лицензии на транспортировку отходов готовятся:

  1. Автомобиль, снабженный профильной техникой и маркировкой. Если машина не числится за предприятием, то по первому требованию нужно предоставить договор аренды.
  2. Бумаги о подготовке сотрудников.
  3. Документа, подтверждающего наличие в штате соискателя, который будет отвечать за перевозку отходов. Подойдет удостоверение или изданный приказ о назначении.
  4. Заключение о наличии эпидемиологического благополучия, дающем понимание, что здание, цех и оборудование подходят для выполнения поставленных задач.

К заявке прикладывается:

  1. Список того, что перевозится. Помечаются коды и наименования по классификатору. Иногда требуется отдельный паспорт безопасности для определения корректности хранения веществ во время и после перевозки.
  2. Квитанция об оплате пошлины, которая cоставляет 7,5 тысяч рублей.

Требования к организациям осуществляющие деятельность по транспортировке отходов 1-4 классов опасности

Работа связана с повышенным риском возникновения опасности при транспортировке. Поэтому выдвигаются строгие требования к организациям при запросе лицензии на транспортировку опасных отходов.

Обязательно выполнение двух условий:

  1. Наличие у претендента лицензии на транспорт. ТС должно состоять в собственности или быть передано в эксплуатацию по государственному контракту, а также договору аренды.
  2. Наличие у ИП и работников трудовых договоров. Важно предоставить сертификаты о переподготовке.

Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства?

Транспортные средства должны иметь:

  1. Маркировку.
    В ПДД и ГОСТе прописано, что для транспортирования мусора, на техническом средстве необходимо разместить информационные таблички. На них отмечается информация о классе: КЭМ – код экстренных мер, № ООН – международный код опасного вещества.
  2. Дополнительное оборудование.
    Все виды необходимых контейнеров, где возможно размещение отходов, огнетушители, исправная механика и т.п.

В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю?

Лицензию на транспортирование отходов получают в территориальном представительстве Росприроднадзора. Это прописано в административном регламенте. Осуществление данной деятельности закреплено за ним 379 приказом Минприроды РФ от 01.07.2016

Соответствие санитарным нормам – это отдельная регламентируемая процедура. Чтобы получить лицензию на транспортировку ТБО, необходимо получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Подтвердить, что сооружения, материально-техническое оборудование подходит для процессов транспортировки и утилизации.

Процедура оформления и переоформления

Существует перечень работ, составляющих деятельность в области лицензирования перевозок.

  1. Во-первых, направляемые документы заверяются у директора организации. Полезно иметь при себе и копии и оригиналы.
  2. Во-вторых, пакет с документами направляется в отделение Росприроднадзора по региону.
  3. Третий этап – ожидание рассмотрения документов, поскольку перед тем как комиссия вынесет вердикт, будет проводиться доскональная проверка с выездной комиссией. Это занимает до 45 дней с момента подачи заявления.

Успеть получить бумаги нужно до 1 января будущего года, иначе следующий календарный год выпадет – права на работу с мусором не будут подтверждены. Однако если у организации лицензия получена до 1 июля 2015 года, то она продолжает действовать вплоть до 2019 года.

У руководителей организаций возникает сложность: нужно ли переоформлять уже полученную лицензию. В законе прописано, что она действует бессрочно. Но в случае, если во время регулярных проверок санитарно-эпидемиологическими органами будут выявлены нарушения, то потребуется повторное лицензирование.

Территориальные особенности

Варианты территориальной деятельности компании, перевозящей мусор:

  1. Лицензия на сбор отходов получена от федерального органа власти.
    Означает: собирать и перевозить мусор можно по территории Российской Федерации.
  2. Документ выдан органом внутри региона.
    Здесь многое зависит от того, кто запрашивал лицензию: юридическое или физическое лицо. Для перевозки отходов по территории Российской Федерации направляется в письменной форме извещение в тот регион, куда планируется выезд. Указывается наименование организации, юридический адрес, номер регистрации. Если же дело касается ИП, соискателю обязательно нужно уточнить ФИО, адрес регистрации проживания, регистрационный номер ИП. К этому пакету бумаг прикладывается нотариально заверенная копия лицензии.
  3. Для получения специального разрешения на трансграничное перемещение отходов следует обратиться в Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования.

Ответственность за отсутствие лицензии

Экологическое проектирование, как относительно новое направление, активно пропагандирует экспертизы документации, в том числе, лицензий, особенно у небольших промышленных предприятий.

За отсутствие документов приходится платить, причем сумма может меняться. Рядовому физическому лицу придется выплатить сумму от 2000-2500 рублей; человеку, занимающему руководящую должность – 4000-5000 рублей; штрафы крупным организациям достигают 50000 рублей. И это дополнительная причина, чтобы вложить силы в разрешение на транспортировку отходов.

Лицензирование – это регламентированный процесс. Но имеет некоторое количество подводных камней, учесть которые сложно. Поэтому заводы и предприятия заключают договор на оказание юридических услуг с фирмами, помогающими оформить лицензию по всем правилам.

Лицензия на транспортировку опасных отходов – документ выдаваемый территориальным управлением Росприроднадзора, разрешающий транспортирование опасных отходов I-IV классов опасности на территории РФ.

Срок разработки: от 30 дней
Срок согласования: от 30 дней
Стоимость: индивидуально
Срок действия: бессрочно

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458: "3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается".

Переоформить Не требовалась лицензия Транспортирование отходов (I-IV) Требуется лицензия Транспортирование отходов (I-IV) до 1 июля 2016 года
(по старым требованиям: до 1 января 2016 года )

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Геннадиевич Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик. По словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог.

ВАЖНО: 9 августа 2016 года вступил в силу Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.

Требования к организациям, осуществляющие деятельность по транспортированию отходов I — IV классов опасности

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

1) Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

2) Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства

Минприроды России даны рекомендации Росприроднадзору при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
  • приказ Минтранса России от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;
  • приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»;
  • приказ Минтранса России от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»;
  • протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 5.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (COJIAC-74));
  • ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю лицензии и (или) лицензиату

В настоящее время можно рекомендовать следующее:

а) при осуществлении работ, составляющих деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории трех и более федеральных округов, соискатель лицензии, лицензиат предварительно направляет запрос в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, который будет предоставлять государственную услугу.

б) при осуществлении работ, составляющих деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории менее трех федеральных округов соискатель лицензии направляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о выдаче лицензии и документы, предусмотренные пунктами 6, 7 Положения, по месту регистрации соискателя лицензии, лицензиата.

К сожалению, описанный подход не был закреплен в Административном регламенте Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.

Перечень документов для получения лицензии на транспортирование опасных отходов

а) перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов,

б) перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;

в) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для транспортирования опасных отходов;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

д) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте "г" пункта 3 настоящего Положения;

е) копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

ж) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

з) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

и) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

к) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

м) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

н) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Наши специалисты подготовят и сопроводят документы для получения лицензии Росприроднадзора на деятельность по транспортировке отходов I-IV классов опасности.

Оценить статью
Добавить комментарий