Содержание
Производственные площадки предприятия находятся в разных населенных пунктах, но в границах одного городского округа. В производственных подразделениях и помещениях образуются отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, но места для временного накопления этих отходов оборудованы только на одной производственной площадке, на остальных площадках таких мест нет. В связи с этим возникла необходимость транспортировать указанные отходы с разных производственных площадок к этим местам временного накопления отходов, расположенным в другом населенном пункте.
Необходимо ли нашему предприятию для осуществления транспортировки отходов к местам временного накопления получать лицензию на транспортировку отходов I–IV классов опасности? Дело в том, что отходы еще не списаны и не оприходованы как отходы. Если мы будем вывозить свои бытовые отходы на городской полигон, нам тоже нужно будет получать лицензию на транспортировку?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
- отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ;
- накопление отходов[1] — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
КСТАТИ
С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.
- транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Кроме того, в ряде стандартов, в т.ч. ГОСТ Р 56222-2014 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения в области материалов» (будет введен в действие с 01.01.2016), под термином «отходы» подразумевается вещество или предмет, от которого его собственник избавляется, намерен избавиться или должен избавиться.
Очевидно, что отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, которые предприятие намеревается транспортировать с целью дальнейшего накопления либо передачи на полигон, приобретают статус отхода по факту утраты ими потребительских свойств вне зависимости от факта их списания.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[3].
КСТАТИ
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены:
•проект Приказа Минприроды «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[4];
•проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[5].
Требования к соискателям лицензии, планирующим осуществлять транспортирование отходов I–IV классов опасности, изложены в таблице.
Лицензирование деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности
Лицензионные требования
Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении лицензии
Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии
- Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6], принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
- наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[7]
- Перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов[8], а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
- реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами
- Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
- копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
- копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности[9]
ВЫВОД
При транспортировке отходов I–IV классов опасности между разными производственными площадками или вывозе бытовых отходов (если они относятся к I–IV классам опасности) на городской полигон возникает необходимость получения лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности.
[1] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/) (прим. редакции).
[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).
Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).
[3] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).
[6] См. Колчина Е.Н. Маркировка транспортных средств при перевозке отходов // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 94–100 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/markirovka/) (прим. редакции).
– Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79;
– Дудникова А.Г. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 6–16 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/prof_podgotovka/) (прим. редакции).
[8] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).
Каталог ищите здесь:
[9] Подробнее см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).
На вопрос отвечает И.Д. Кузьмин, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»
Мир не стоит на месте, растет количество промышленных предприятий и мусора, который они производят. Зачастую нет возможности утилизировать его на месте производства. На помощь приходят транспортные компании, имеющие соответствующий автопарк и прошедшие лицензирование деятельности на транспортировку отходов.
Правовая основа лицензирования
Лицензия на транспортировку – это документ, разрешающий перевозить мусор I-IV классов опасности. Ход сбора документов имеет строгий регламент. Закон, описывающий этот процесс, – 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Перечень документов для получения лицензии
Чтобы получить лицензию на сбор и транспортировку отходов, нужны следующие документы:
- Устав, протокол организации.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН.
- Свидетельство о регистрации права собственности заявителя.
- Договоры аренды зданий.
- Документы, касающиеся регистрации арендуемых помещений.
- Техническое описание процесса перевозки отходов.
- Договор аренды транспортного средства.
- Паспорт транспортного средства.
- Заключение государственной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ).
- Трудовой договор.
- Кадровые бумаги.
- Сертификаты о подготовке сотрудников к работе с отходами.
- Аттестационные бумаги.
- Перечень отходов по классам (I-IV).
- Маршрутный лист.
Процедура и сроки получения лицензии на транспортировку отходов
Комиссия займет 2 недели. Такое время потребуется для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии по сбору и транспортировке отходов. СЭЗ требует отдельного заявления.
Заводам требуется перевозка мусора с помощью транспортных средств вне границ земельного участка этих предприятий. Поэтому для получения лицензии на транспортировку отходов готовятся:
- Автомобиль, снабженный профильной техникой и маркировкой. Если машина не числится за предприятием, то по первому требованию нужно предоставить договор аренды.
- Бумаги о подготовке сотрудников.
- Документа, подтверждающего наличие в штате соискателя, который будет отвечать за перевозку отходов. Подойдет удостоверение или изданный приказ о назначении.
- Заключение о наличии эпидемиологического благополучия, дающем понимание, что здание, цех и оборудование подходят для выполнения поставленных задач.
К заявке прикладывается:
- Список того, что перевозится. Помечаются коды и наименования по классификатору. Иногда требуется отдельный паспорт безопасности для определения корректности хранения веществ во время и после перевозки.
- Квитанция об оплате пошлины, которая cоставляет 7,5 тысяч рублей.
Требования к организациям осуществляющие деятельность по транспортировке отходов 1-4 классов опасности
Работа связана с повышенным риском возникновения опасности при транспортировке. Поэтому выдвигаются строгие требования к организациям при запросе лицензии на транспортировку опасных отходов.
Обязательно выполнение двух условий:
- Наличие у претендента лицензии на транспорт. ТС должно состоять в собственности или быть передано в эксплуатацию по государственному контракту, а также договору аренды.
- Наличие у ИП и работников трудовых договоров. Важно предоставить сертификаты о переподготовке.
Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства?
Транспортные средства должны иметь:
- Маркировку.
В ПДД и ГОСТе прописано, что для транспортирования мусора, на техническом средстве необходимо разместить информационные таблички. На них отмечается информация о классе: КЭМ – код экстренных мер, № ООН – международный код опасного вещества. - Дополнительное оборудование.
Все виды необходимых контейнеров, где возможно размещение отходов, огнетушители, исправная механика и т.п.
В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю?
Лицензию на транспортирование отходов получают в территориальном представительстве Росприроднадзора. Это прописано в административном регламенте. Осуществление данной деятельности закреплено за ним 379 приказом Минприроды РФ от 01.07.2016
Соответствие санитарным нормам – это отдельная регламентируемая процедура. Чтобы получить лицензию на транспортировку ТБО, необходимо получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Подтвердить, что сооружения, материально-техническое оборудование подходит для процессов транспортировки и утилизации.
Процедура оформления и переоформления
Существует перечень работ, составляющих деятельность в области лицензирования перевозок.
- Во-первых, направляемые документы заверяются у директора организации. Полезно иметь при себе и копии и оригиналы.
- Во-вторых, пакет с документами направляется в отделение Росприроднадзора по региону.
- Третий этап – ожидание рассмотрения документов, поскольку перед тем как комиссия вынесет вердикт, будет проводиться доскональная проверка с выездной комиссией. Это занимает до 45 дней с момента подачи заявления.
Успеть получить бумаги нужно до 1 января будущего года, иначе следующий календарный год выпадет – права на работу с мусором не будут подтверждены. Однако если у организации лицензия получена до 1 июля 2015 года, то она продолжает действовать вплоть до 2019 года.
У руководителей организаций возникает сложность: нужно ли переоформлять уже полученную лицензию. В законе прописано, что она действует бессрочно. Но в случае, если во время регулярных проверок санитарно-эпидемиологическими органами будут выявлены нарушения, то потребуется повторное лицензирование.
Территориальные особенности
Варианты территориальной деятельности компании, перевозящей мусор:
- Лицензия на сбор отходов получена от федерального органа власти.
Означает: собирать и перевозить мусор можно по территории Российской Федерации. - Документ выдан органом внутри региона.
Здесь многое зависит от того, кто запрашивал лицензию: юридическое или физическое лицо. Для перевозки отходов по территории Российской Федерации направляется в письменной форме извещение в тот регион, куда планируется выезд. Указывается наименование организации, юридический адрес, номер регистрации. Если же дело касается ИП, соискателю обязательно нужно уточнить ФИО, адрес регистрации проживания, регистрационный номер ИП. К этому пакету бумаг прикладывается нотариально заверенная копия лицензии. - Для получения специального разрешения на трансграничное перемещение отходов следует обратиться в Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования.
Ответственность за отсутствие лицензии
Экологическое проектирование, как относительно новое направление, активно пропагандирует экспертизы документации, в том числе, лицензий, особенно у небольших промышленных предприятий.
За отсутствие документов приходится платить, причем сумма может меняться. Рядовому физическому лицу придется выплатить сумму от 2000-2500 рублей; человеку, занимающему руководящую должность – 4000-5000 рублей; штрафы крупным организациям достигают 50000 рублей. И это дополнительная причина, чтобы вложить силы в разрешение на транспортировку отходов.
Лицензирование – это регламентированный процесс. Но имеет некоторое количество подводных камней, учесть которые сложно. Поэтому заводы и предприятия заключают договор на оказание юридических услуг с фирмами, помогающими оформить лицензию по всем правилам.
Лицензия на транспортировку опасных отходов – документ выдаваемый территориальным управлением Росприроднадзора, разрешающий транспортирование опасных отходов I-IV классов опасности на территории РФ.
Срок разработки: от 30 дней
Срок согласования: от 30 дней
Стоимость: индивидуально
Срок действия: бессрочно
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458: "3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается".
(по старым требованиям: до 1 января 2016 года )
Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Геннадиевич Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик. По словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог.
ВАЖНО: 9 августа 2016 года вступил в силу Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.
Требования к организациям, осуществляющие деятельность по транспортированию отходов I — IV классов опасности
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
1) Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
2) Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности.
Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства
Минприроды России даны рекомендации Росприроднадзору при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
- приказ Минтранса России от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;
- приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»;
- приказ Минтранса России от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»;
- протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 5.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (COJIAC-74));
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю лицензии и (или) лицензиату
В настоящее время можно рекомендовать следующее:
а) при осуществлении работ, составляющих деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории трех и более федеральных округов, соискатель лицензии, лицензиат предварительно направляет запрос в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, который будет предоставлять государственную услугу.
б) при осуществлении работ, составляющих деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории менее трех федеральных округов соискатель лицензии направляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о выдаче лицензии и документы, предусмотренные пунктами 6, 7 Положения, по месту регистрации соискателя лицензии, лицензиата.
К сожалению, описанный подход не был закреплен в Административном регламенте Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.
Перечень документов для получения лицензии на транспортирование опасных отходов
а) перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов,
б) перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
в) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для транспортирования опасных отходов;
г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
д) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте "г" пункта 3 настоящего Положения;
е) копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.
ж) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
з) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
и) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
к) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
м) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
н) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Наши специалисты подготовят и сопроводят документы для получения лицензии Росприроднадзора на деятельность по транспортировке отходов I-IV классов опасности.