Лицензирование деятельности по сбору отходов

Лицензирование деятельности по сбору отходов

Содержание

Лицензия деятельность по обращению с отходами – документ выдаваемый Росприроднадзором, разрешающий сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности, действующий на всей территории РФ. Срок действия лицензии на обращение с отходами — бессрочно.

Срок разработки: от 30 дней

Срок согласования: от 30 дней

Срок действия: бессрочно

Опасные отходы — вещества обладающие опасными свойствами или содержащие возбудители инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно ФЗ-99 от 04.05.2011г. "О лицензируемых видах деятельности", лицензию необходимо получать на осуществлении следующих действий с отходами I – IV классов опасности: сбор, использование, обезвреживание, размещение, утилизация, транспортирование. Для оценки опасности отходов Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 г. установлены методы расчета опасности и 5 классов опасности:

Какие лицензии на обращении с опасными отходами можно получить:

Оформление лицензии на обращение с опасными отходами осуществляется на 6 основных видах деятельности I-IV (на V класс опасности лицензия не требуется) :

Читайте также:  Навес для веранды из поликарбоната

В соответствии с законодательство все данные лицензии являются бессрочными при соблюдении определенных требований. При не соблюдении установленных требований, а также в случае изменения законодательства, лицензию необходимо переоформлять.

ВАЖНО: 9 августа 2016 года вступил в силу Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).

Не требуется лицензия на обращение с опасными отходами на следующие виды деятельности:

  • Деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности;
  • Деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Геннадиевич Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик. По словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог.

Основные изменения с 1 июля 2015 года

Пунктами «а»и «б» ч.2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ предусматривается, что лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), имеющие данные лицензии, вправе до этой этой даты переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

ЮЛ и ИП, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осуществление этих видов деятельности до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности без новой лицензии не допускается.

Предыстория: ранее п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458 предусматривал, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до вступления в силу поправок от 29.06.2015, действуют до 30 июля 2015 года. Но в связи с тем, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 вступил в силу с момента официального опубликования, которое состоялось 30 июня 2015, огромное количество природопользователей смогло избежать ситуации, когда все действующие ранее лицензии «попросту» стали недействительны.

Стоит отметить, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 имеет более гибкий подход к лицензированию деятельности по обращению с отходами, чем изначальный ФЗ от 29.12.2014 N 458. Но даже более гибкий подход не сможет помочь решить все сложности с переоформлением лицензии, в особенности, нехватку времени. А это значит, что будут продлевать сроки, но не стоит «расслабляться».

ВАЖНО: 16.10.2015 Росприроднадзор разъяснил некоторые вопросы по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами. Росприроднадзора № АС-03-03-36/18448 от 16.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

Помимо изменений в лицензировании ФЗ от 29.06.2015 N 203 содержит и иные поправки к ФЗ от 29.12.2014 N 458, а именно:

1. Было устранено противоречие между ФЗ N 458 и Федеральным законом от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в отношении горных выработок.

При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. Соответствующие виды отходов не включаются в лимиты на размещение отходов.

Применительно к обращению отходами требования в отношении их захоронения заменяется требоавниями к размещению, то есть определенные требования распространяются и на хранение отходов.

2. Были уточнены некоторые положения в ФЗ от 23.11.1995 N 174 «Об экологической экспертизе», а именно:

а) наименование государственного экологического надзора;
б) объекты государственной экологической экспертизы.

В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю лицензии и (или) лицензиату?

В соответствии с п. 12 Административного регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016, государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора.

Перечень необходимой документации

Список необходимых документов и информации для каждого вида деятельности может отличаться. В данном перечне представлены основные документы:

  1. Устав организации
  2. Свидетельство о государственной регистрации
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН
  4. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
  5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО
  6. Документы на право владения (аренды) землей, помещения (договоры, свидетельства)
  7. Договоры на теплоснабжение
  8. Договоры на энергоснабжение
  9. Договоры на водоснабжение
  10. Договоры на обращение с отходами
  11. Договор на проведение дератизации помещений
  12. Приказ о назначении ответственного лица по обращению с отходами
  13. Свидетельства о профподготовке допущенных к обращению с отходами лиц
  14. Программа образовательного учреждения, подготовившего специалистов по обращению с отходами. Номер лицензии образовательного учреждения
  15. Проект по отходам (ПНООЛР), Лимиты на размещение отходов, Паспорта опасных отходов
  16. Форма 2-ТП и расчет платы за негативное воздействие
  17. Санэпид-заключение по допустимым выбросам (ПДВ), разрешение на выброс в воздух
  18. Санэпид-заключение по нормативам предельно допустимых сбросов (НДС), разрешение на сброс загрязняющих веществ в воду
  19. Программа производственного контроля по отходам
  20. Ситуационный план расположения площадки
  21. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  22. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  23. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
  24. Перечень отходов к лицензированию

Наши специалисты окажут профессиональную поддержку в получении лицензии на деятельность по обращению с отходами. Позвоните!

  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 13.07.2015);
  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015);
  • Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ под грубым нарушением лицензионных требований понимается:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;

б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I — IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

С 01.01.2018 термин «сбор отходов» определен как деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение[1]. При этом ранее сбором отходов также признавалась деятельность по приему отходов в целях их дальнейшего транспортирования.

Итак, с 01.01.2018 прием отходов в целях их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, сбором отходов не является. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли переоформлять лицензии в области обращения с отходами лицам, более не осуществляющим деятельность по сбору отходов в смысле, придаваемом действующей редакцией (от 31.12.2017) ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ)?

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

[…]
2) лицензия[2] — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
[…]

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
[…]
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
[…]

Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее — Положение о лицензировании), установлен исчерпывающий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в числе которых, в частности, следующие:

• сбор отходов I класса опасности;

• сбор отходов II класса опасности;

• сбор отходов III класса опасности;

• сбор отходов IV класса опасности.

Таким образом, лицензируемым видом деятельности в области обращения с отходами является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности — отдельные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности.

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению[3] в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
[…]
9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. […]
[…]

Извлечение
из Положения о лицензировании

[…]
7. При намерении[4] осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии […]
[…]

Как видим, в отличие от Федерального закона № 99-ФЗ Положение о лицензировании обязывает переоформлять лицензию в области обращения с отходами только в случае расширения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Следовательно, в настоящее время Положение о лицензировании не приведено в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ — вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актом, регулирующим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[1] См. подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).

Лицензия по обращению с отходами это обязательный документ, в случае если предприятие осуществляет вид деятельности, как обращение с отходами (кроме накопления).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Таким образом, предприятие допускает нарушение пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кому нужна лицензия по обращению с отходами

Виды деятельности, по которым необходимо оформлять лицензию по обращению с отходами:

  • сбор отходов I — IV классов опасности — прием отходов от сторонних организаций,
  • транспортирование отходов I — IV классов опасности — перевозка отходов за пределы предприятия,
  • обработку отходов I — IV классов опасности — сортировку, разбору, очистку отходов,
  • утилизацию отходов I — IV классов опасности — образующийся отход для предприятия является сырьем в производстве товара или продукции, оказания услуг, отход повторно используется в производстве,
  • обезвреживание отходов I — IV классов опасности — если отход участвует в процессе, в результате которого происходит изменение физико-химических свойств отхода, уменьшение его массы,
  • размещение отходов I — IV классов опасности — занимается хранением и захоронением отходов I — IV классов опасности.

Лицензия на деятельность по обращению с отходами — срок действия

Лицензия на деятельность по обращению с отходами — это бессрочный документ, но только в том случае, если у вас не произошли какие-либо изменения в производстве, технологиях, которые повлекли изменения состава и свойств отходов или процессов.

Получение лицензии по обращению с отходами

Поэтапная процедура получения лицензии по обращению с отходами:

Сбор исходных сведений и подготовка материалов обоснования намечаемой деятельности для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы документации

Это основной этап работы и проводится он внутри предприятия. Далее что необходимо сделать — подать документы на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы документации соискателя лицензии в ФБУЗ.

Перечень документов, которые должно собрать предприятие для получения санитарно-эпидемиологической экспертизы и предоставить в ФБУЗ:

  • обоснование намечаемой лицензируемой деятельности в виде пояснительной записки;
  • заверенные надлежащим образом копии уставных документов (устав, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет и т.д.);
  • заверенные надлежащим образом копии документов на здания, строения, сооружения (в том числе на объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности), помещения, оборудование (в том числе специальное), специализированные установки, принадлежащие соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (договоры купли-продажи, договоры аренды или субаренды);
  • заверенная надлежащим образом копия заключения государственной экологической экспертизы на оборудование (объект) в случае, если планируется осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов;
  • заверенные надлежащим образом копии документов на транспортные средства (договоры купли-продажи, договоры аренды или субаренды транспортных средств без экипажа, паспорта транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств);
  • заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих заключение трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами между соискателем лицензии и работниками, допущенными к обращению с отходами (копии трудовых договоров или справка о трудовых договорах, подписанная руководителем);
  • заверенные надлежащим образом копии документов о профессиональной подготовке (повышении квалификации) работников, допущенных к обращению с отходами (свидетельства, сертификаты, удостоверения на право работы с отходами I — IV классов опасности);
  • заверенные надлежащим образом копии технологического регламента по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ( в случае необходимости;
  • заверенные надлежащим образом копии технических условий на получение продукции в результате утилизации отходов или сертификаты на такую продукцию (в случае необходимости);
  • заверенные надлежащим образом копии заводской (эксплуатационной) документации на используемое оборудование;
  • заверенные надлежащим образом копии приказов о назначении лиц, ответственных за соблюдение требований природоохранного законодательства (в том числе, за допуск к работам по обращению с отходами);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников (водителей);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров поставки специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты;
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на стирку и химчистку специальной одежды (в случае необходимости);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на поставку отходов для последующей транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (при наличии);
  • заверенные надлежащим образом копии договоров на дальнейшую поставку продукции (отходов), получаемой при обработке, утилизации, обезвреживанию отходов (при наличии);
  • заверенная надлежащим образом копия программы производственного контроля (по необходимости, в зависимости от региона).

Как видите перечень документов довольно большой и собрать его с «0» потребуется время.

Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы предприятие должно:

  • заключить договор с ФБУЗ на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы (тарифы смотрите на сайте ФБУЗ);
  • предоставить комплект вышеперечисленных документов с заявлением на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, составленным в свободной форме.

Результатом проведения экспертизы будет получение вашим предприятием:

1. Акта санитарно-эпидемиологического обследования (3 экземпляра).

2. Экспертного заключения (2 экземпляра).

Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения предприятию необходимо предоставить в Роспотребнадзор:

  • заявление по установленной форме. Заявление должен подписать руководитель предприятия или представитель по доверенности;
  • оригиналы акта санитарно-эпидемиологического обследования и экспертного заключения, полученных в ФБУЗ.

Рассмотрение документов в Росприроднадзоре

В территориальный орган РПН предприятие должно предоставить следующий перечень документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копию платежного поручения по уплате государственной пошлины;
  • опись документов по установленной форме;
  • заверенный надлежащим образом пакет документов, который вы предоставляли в ФБУЗ, за исключением: копий договоров поставки специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты; копий договоров на стирку и химчистку специальной одежды.

Документы рассматриваются в РПН в течении не более 45 рабочих дней. В ходе рассмотрения в обязательном порядке будет проведена выездная проверка по соблюдению условий получения лицензии. Результатом рассмотрения документов в РПН будет получение вашим предприятием лицензии по обращению с отходами или мотивированного отказа в выдаче лицензии.

Конечный этап: вам надо внести реквизиты своей лицензии в модуль природопользователя. Для этого вы в реестре выбираете свое предприятие, выбираете вкладку «добавить лицензию на обращение с отходами», получаете такое окно:

Это окно надо заполнить в соответствии с данными, указанными в лицензии на деятельность с отходами.

«>

Оценить статью
Добавить комментарий
Переоформить
Не требовалась лицензия Сбор отходов (I-IV)
Сбор отходов (I-IV) до 1 июля 2016 года
(по старым требованиям: до 1 января 2016 года )
Транспортирование отходов (I-IV) Транспортирование отходов (I-IV)
Обработка отходов (I-IV) Обработка отходов (I-IV)
Утилизация отходов (I-IV) Утилизация отходов (I-IV)
Требовалась лицензия Обезвреживание отходов (I-IV) Обезвреживание отходов (I-IV) до 1 января 2019 года
Размещение отходов (I-IV) Размещение отходов (I-IV)
Не требовалась лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности Не требуется лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности
Деятельность по обращению с отходами V класса опасности Деятельность по обращению с отходами V класса опасности