Лицензия на транспортировку отходов 4 класса опасности

Лицензия на транспортировку отходов 4 класса опасности

Содержание

Производственные площадки предприятия находятся в разных населенных пунктах, но в границах одного городского округа. В производственных подразделениях и помещениях образуются отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, но места для временного накопления этих отходов оборудованы только на одной производственной площадке, на остальных площадках таких мест нет. В связи с этим возникла необходимость транспортировать указанные отходы с разных производственных площадок к этим местам временного накопления отходов, расположенным в другом населенном пункте.

Необходимо ли нашему предприятию для осуществления транспортировки отходов к местам временного накопления получать лицензию на транспортировку отходов I–IV классов опасности? Дело в том, что отходы еще не списаны и не оприходованы как отходы. Если мы будем вывозить свои бытовые отходы на городской полигон, нам тоже нужно будет получать лицензию на транспортировку?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

  • отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ;
  • накопление отходов[1] — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

КСТАТИ

С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

  • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Читайте также:  Низкотемпературный комплект для кондиционера

Кроме того, в ряде стандартов, в т.ч. ГОСТ Р 56222-2014 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения в области материалов» (будет введен в действие с 01.01.2016), под термином «отходы» подразумевается вещество или предмет, от которого его собственник избавляется, намерен избавиться или должен избавиться.

Очевидно, что отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, которые предприятие намеревается транспортировать с целью дальнейшего накопления либо передачи на полигон, приобретают статус отхода по факту утраты ими потребительских свойств вне зависимости от факта их списания.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[3].

КСТАТИ

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены:

•проект Приказа Минприроды «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[4];

•проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[5].

Требования к соискателям лицензии, планирующим осуществлять транспортирование отходов I–IV классов опасности, изложены в таблице.

Лицензирование деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности

Лицензионные требования

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении лицензии

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии

  • Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6], принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[7]
  • Перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов[8], а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами
  • Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
  • копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности[9]

ВЫВОД

При транспортировке отходов I–IV классов опасности между разными производственными площадками или вывозе бытовых отходов (если они относятся к I–IV классам опасности) на городской полигон возникает необходимость получения лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности.

[1] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/) (прим. редакции).

[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[3] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).

[6] См. Колчина Е.Н. Маркировка транспортных средств при перевозке отходов // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 94–100 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/markirovka/) (прим. редакции).

Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79;

Дудникова А.Г. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 6–16 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/prof_podgotovka/) (прим. редакции).

[8] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

Каталог ищите здесь:

[9] Подробнее см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

На вопрос отвечает И.Д. Кузьмин, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

В нормативных актах применяется термин «отходы 1-4 класса опасности». При их перемещении соблюдается ряд нормативов, установленных на законодательном уровне. При нарушении правил могут возникнуть ситуации, неблагоприятные для здоровья и жизни человека.

Разработаны требования к транспортированию отходов 1-4 класса опасности. Они учитываются региональным оператором, владельцами частных предприятий по организации перевозки опасных мусорных остатков. Складирование в местах сбора твердого бытового мусора запрещено. Вывоз к местам переработки производится специальным транспортом.

Санитарно-гигиенические требования к перевозке

Согласно положениям СанПиНа взаимодействие с опасными мусорными остатками требует соблюдения определенных правил и норм. Это касается транспортировки, перемещения, складирования мусора. Транспортировка отходов производств регулируется законодательно, на этапах погрузки отработок, их доставки к месту складирования для дальнейшей переработки.

Организация транспортировки

Сбор и транспортировка отходов контролируются инженером по охране окружающей среды. Назначается ответственный за вывоз мусора человек. В его обязанности входит:

  • контроль за соблюдением правил пожарной безопасности;
  • своевременная отправка утильсырья;
  • организация безопасной работы сотрудников, которые взаимодействуют с остатками производственной и иной деятельности.

Грузоотправитель определяет, нужен ли сопровождающий погрузки. При необходимости назначается ответственное лицо.

Согласно Кодексу российской федерации об административных правонарушениях назначается ответственность лиц за нарушение правил. Это связано с отсутствием лицензии на сбор материалов и веществ данных классов, документов при перевозке, непригодностью транспорта для перемещения мусора.

Требования к перемещению опасных отходов

Санитарно эпидемиологические правила и нормативы установлены на перемещение груза на территории предприятия и вне его. При транспортировке опасных промышленных отходов от места сбора на площадку утилизации применяются транспортные средства, специально оборудованные и предназначенные для ввоза грузов 1-4 класса. Если мусор перемещается на территории предприятия в закрытом помещении, используются автокары, пневмосистемы.

При перемещении мусора 1-4 класса должны быть предусмотрены все аварийные ситуации. Необходимо исключить возможность потерь отходов. Меры безопасности соблюдаются по пути следования транспортного средства и в процессе перевалки отработок из транспорта на место утилизации.

Требования к сопроводительным документам

Утвержден перечень документов, необходимых для выполнения заявленных перевозок опасных отходов. Водитель должен иметь следующие сопроводительные документы:

  • лицензию на транспортное средство с соответствующей пометкой о перевозке грузов повышенного класса опасности;
  • маршрутный лист;
  • свидетельство о том, что водитель допущен к перевозке груза;
  • карточку с информацией об опасности;
  • накладную;
  • контактные данные администрации организации, осуществляющей перемещение опасных отходов, дежурных частей органов госавтоинспекции.

При сборе и транспортировке отходов все документы должны быть в наличии у ответственного лица.

Требования к персоналу

Перевозки осуществляются людьми, которые несут ответственность за сохранность груза. Сотрудники должны соблюдать правила перевозки отходов опасных классов. Перед рейсом водитель проходит инструктаж, медицинский осмотр, подтверждающий пригодность водителя к перевозке утильсырья.

Ему выдается пакет сопроводительных документов. В транспортном средстве кроме водителя должен находиться сопровождающий. Он несет ответственность за сохранность упаковки или тары.

Система безопасности при вывозе утильсырья

Приказом Росприроднадзора установлены обязательное наличие системы безопасности и соблюдение нормативов СанПиНа.

Необходимо соблюдать административный регламент федеральной службы по надзору. Транспортные средства должны иметь соответствующую классу опасности груза маркировку. С изменением состава груза меняется его графическое обозначение.

В организации разработана и утверждена инструкция по взаимодействию с мусорными отработками. В случае чрезвычайной ситуации при перевозке отходов 1-4 класса ответственные лица действуют в соответствии со специально разработанным планом.

Контроль за безопасностью, правильностью выполнения всех операций осуществляется на всех этапах. Запрещено при погрузке и разгрузке применять механизмы с грузозахватным принципом действия. Это может нарушить целостность и герметичность тары, увеличивает риск падения груза или его неправильного положения.

Перечень веществ, при перевозке которых нужно оформлять разрешение

Не все отходы класса 1-4 относятся к опасным грузам. При перемещении неопасных отработок следует учитывать законодательные акты, где говорится об экологической составляющей этого вида деятельности. Они не требуют разрешения, упаковываются герметично и маркируются.

Лицензионное разрешение необходимо при транспортировке опасных отходов 1-4 классов, таких как:

  • легковоспламеняющиеся материалы;
  • взрывчатые материалы;
  • ядовитые элементы;
  • инфицированные вещества;
  • материалы с радиоактивным действием.

Полный перечень веществ и материалов, перевозимых с маркировкой и по разрешению законодателей, приводится в ГОСТе.

Отработки данного типа образуются в результате промышленного производства, медицинской практики. Они утилизируются методами захоронения или брикетирования на специально отведенных площадках. Дальнейшее их использование в качестве вторсырья невозможно.

При перевозке они упаковываются в герметичную тару с отметкой о классе опасности.

✚ Лицензия на транспортировку отходов производства и потребления, от компании "ЭкоЭксперт" профессиональная помощь в оформлении недорого и срочно.

Транспортировка отходов производства и потребления строго контролируется природоохранным законодательством. Основные регламентирующие ее получение документы:

  • ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»,
  • ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  • ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»,
  • «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», утвержденное постановлением Правительства № 1062 от 03.10.2012 г.

С 1 июля 2016 года на транспортирование отходов I–IV классов опасности (то есть оказывающих заметное и сильное, но обратимое или уже непоправимое опасное воздействие на окружающую среду) должна быть получена лицензия.

Что такое лицензия на транспортировку опасных отходов?

Лицензия на перевозку опасных отходов любого класса — документ, который выдает территориальное подразделение Росприроднадзора, его получение разрешает осуществлять транспортировку отходов любого класса опасности вне производственной площадки, принадлежащей юридическому лицу или ИП и между разными площадками, принадлежащими одной и той же организации. Перевозка опасных отходов любого класса опасности в границах одного участка лицензированию не подлежит. Если документ выдан органом федерального уровня, то его действие распространяется на всю страну. Если нужно везти отходы в другой регион по лицензии, выданной региональным органом, то нужно направить туда уведомление.

Срок действия лицензии не ограничен и переоформление лицензии может потребоваться только при изменении видов деятельности или в учредительных документах организации.

Процедура и сроки получения лицензии на перевозку отходов

1 Для оформления и получения лицензии нужно предъявить документы, подтверждающие:

2 И заполнить заявку, приложив к ней:

Список кажется небольшим. Особенно, если у вас компактная организация с парой машин и минимумом сотрудников в штате. Однако уже при подробном рассмотрении оказывается, что почти по каждому пункту нужно дополнительно собирать документы, заключать договора или ждать согласования.

Например, пункт о наличии машин для перевозки требует предоставить ПТС или договор аренды и подтверждения, что машины:

  • правильно маркированы согласно ПДД, Правилам перевозки опасных грузов любых классов опасности и ГОСТ, информационные таблички содержат данные о классе опасности перевозимых отходов, КЭМ — код экстренных мер по обращению отходами в случае аварии, № ООН — международный код опасного вещества, наклеены в нужном месте и имеют строго утвержденный размер.
  • оборудованы для перевозки ТБО исправными механизмами, контейнерами, огнетушителями и т. д.

Получение СЭЗ вообще требует подачи отдельной заявки, а на прохождение комиссии и согласование уйдет не менее 15 дней. Чтобы подать этот комплект документов нужно сначала собрать все договора на техническое обслуживание, мойку, дезинфекцию машины для перевозки мусора, причем подрядчики должны иметь сертификаты и разрешения на оказание таких услуг.

Преимущества ЭкоЭксперта в оформлении получения лицензии на перевозку отходов

Обратившись в «ЭкоЭксперт», Вы получаете:

  • Даже с учетом оплаты услуг — большую экономию: сотрудники будут заняты основной работой, а не бумажно-бюрократическими делами, вовремя полученная лицензия позволит работать по плану и не нарушить обязательств перед вашими заказчиками.
  • Экономию рабочего времени и нервных клеток — этот пункт очевиден без пояснений.
  • Очередное (для кого-то и первое) подтверждение профессионализма наших сотрудников и уверенность в том, что все вопросы по экологической документации и лицензиям можно решить быстро, качественно и недорого. Главное знать, к кому обращаться за получением лицензией!

Мы поможем оформить и получить лицензию на право работы с отходами любого класса опасности в Москве и других регионах России.

Как выглядят результаты нашей работы и сколько это стоит, информацию можно получить в соответствующих разделах.

Оценить статью
Добавить комментарий