Натюрморт в холодном колорите

Натюрморт в холодном колорите

Содержание

Чтобы сохранить на память портрет друга или живописный пейзаж, современному человеку достаточно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой. И несмотря на это, произведения, созданные художниками, ценятся очень высоко. Дело в том, что художник в картине изображает главное, пренебрегая случайными деталями и цветами.

Чаще всего живопись передает образ во всем богатстве красок. Художественным воплощением этого цветового богатства является колорит (от латинского color — цвет). Колорит — это как бы «цветовая одежда» картины. В нем важно не каждое из цветовых пятен, а их соотношение именно по цвету и размеру. Колорит может быть светлым и темным, теплым и холодным в зависимости от того, какие цвета в нем преобладают.

Самая важная составная часть колорита — цвет. Цвета бывают по-разному насыщены светом. Например, светло-синие или темно-синие. Они могут быть яркие или сдержанные, спокойные.

Важную роль в живописном изображении играет локальный цвет. Это тот цвет, который люди считают собственным цветом предмета. Например, яблоко — красное, листва — зеленая. Но присмотревшись внимательнее, мы заметим, что этот предметный цвет состоит из множества оттенков. Оттенки возникают по разным причинам. Иногда цветовой рефлекс отражается от находящихся рядом предмета или драпировки. Особенно много цветовых оттенков будет на блестящей глянцевой поверхности, отражающей все, что есть вокруг, но не будет никаких на бархатной ткани.

Натюрморт, выполненный художником

Живопись оттенками одного цвета называется гризайль (от французского gris — серый) и встречается довольно редко.

Цвета в живописи «взаимодействуют» между собой. Они могут усиливать или, наоборот, нейтрализовать друг друга, менять свой оттенок в зависимости от находящегося рядом цвета. Так, насыщенный синий цвет возле светло-голубого будет выглядеть темным, а рядом с очень темным коричневым — станет ярким и легким. Поэтому и в работе надо изображать цвет такого оттенка, который он приобретает в сравнении, в совокупности с другими цветами.

Колорит рисунка может выражать какую-то идею, настроение, помогать создавать яркий художественный образ, запоминающийся надолго. Например, при необходимости подчеркнуть в рисунке веселое настроение весеннего дня или праздника лучше выбирать яркую гамму из чистых цветов. Ахроматические (серый, белый, черный) и приблbженные к ним цвета помогут выразить грусть, задумчивость. В светлой гамме легче изобразить романтический сюжет, и наоборот, темная гамма подойдет для воссоздания трагических, драматических сюжетов.

Натюрморт, выполненный цветовыми нюансами

Натюрморт, выполненный тоном

Натюрморт, выполненный локальными цветами

Шар, выполненный в технике гризайль

  1. Что такое колорит? Каким бывает колорит?
  2. Какие локальные цвета имеют предметы вокруг вас и какие оттенки, рефлексы вы на них видите?
  3. В какой цветовой гамме вы представляете утро на лесной лужайке или вечерний город? Теплая или холодная она? Чистые или ахроматические цвета преобладают в ней?

Нарисуйте композицию-воспоминание в теплом или холодном колорите.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

План работы:

  1. На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  2. Решите, какие изображения будут больше, а какие — меньше.
  3. Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, использованные для построения, лишние линии.
  4. На палитре подберите цвет, соответствующий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам понятны.
  5. Попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей рисунка, где возникает самый большой контраст.

Шовкуненко Алексей Алексеевич (1884-1974) — украинский художник. Родился в Херсоне. Учился в Одесской рисовальной школе, потом — в Петербургской академии художеств. В полную силу талант А. Шовкуненко раскрылся в 1920-1930-х годах. Художник работал в разных жанрах. Он создавал большие серии акварелей, на которых изображал фабрики, заводы, города, проникновенные портреты современников, пейзажи. Огромная энергия и романтическая воодушевленность художника чувствуются в его сочных, торжественных натюрмортах. Часто А. Шовкуненко изображал цветы, например роскошные букеты сирени.

А. Шовкуненко. Натюрморт с арбузом

Ученические работы, выполненные в разной цветовой гамме: романтической, праздничной, драматической

Этапы работы над живописью

  1. Для работы красками надо подготовить бумагу. Можно воспользоваться альбомом с плотными листами бумаги. Чтобы бумага не деформировалась от воды во время работы, лист лучше наклеить по периметру (если есть такая возможность) на досточку-планшет или использовать специальную склейку из акварельной бумаги, которую можно приобрести в магазине.
  2. На лист попробуйте нанести линейное изображение натуры. Это делается с учетом требований композиции (их мы рассмотрели, когда описывали этапы работы над рисунком). Рисунок под живописную работу должен быть линейным, без штриховки и лишних линий, чистым, легким.
  3. Начинайте писать красками по всей плоскости листа, широко, без лишней детализации, оставляя нетронутыми только места бликов. Во время первой прописки не злоупотребляйте «сложными» цветами, потому что в дальнейшей работе может возникнуть ощущение «загрязненности» цвета.
  4. Дальнейшая работа состоит в постоянном сравнении тональных и цветовых соотношений. Вы должны определить, какая часть работы имеет самую теплую окраску, какая – самую холодную, где в натуре самое темное место, а где – самое светлое. Эти места будут ориентирами в вашей дальнейшей работе.
  5. Постепенно продвигаясь к завершению работы, вы можете заметить какую-то ошибку в цвете. Тогда на палитре найдите такой оттенок, который можно было бы добавить к изображению, чтобы оно стало более похожим на натуру. Например, заметив, что фон на работе холоднее, чем в натуре, достаточно перекрыть его тонким слоем краски теплого цвета. Дополнив друг друга, верхний и нижний слои краски дадут нужный оттенок. Такое прозрачное перекрытие одного цвета другим называют лессировкой.
  6. В завершении внимательно все сравните и определите самые светлые места, «пригасив» то, что мешает, углубите самые темные пятна, если они недостаточно темны, сравните цветовые соотношения.

Проработка тональных цветовых соотношений в натюрморте

Краски и техника их применения

Акварельные краски растворяются водой. Поэтому в названии этих красок есть латинское слово aqua – вода. При наложении одного цвета поверх другого нижний слой краски просвечивается, «как дно просвечивается сквозь слой воды». Этот эффект прозрачности – главная и характерная особенность, отличающая акварель от других живописных материалов.

Роль белого цвета в акварели играет белая бумага, на которой выполняется работа. Для акварельных работ используют беличьи или колонковые кисти. Технические приемы во время работы акварельными красками разнообразны: широкие и мелкие мазки, лессировка.

Гуашевые краски также растворяются водой, но, в отличие от акварельных, они непрозрачные. Их называют покровными, потому что один цвет при наложении его сверху перекрывает другой (если нижний слой краски уже высох). Во влажном состоянии эти краски смешиваются между собой, образуя разные оттенки. Учитывая все эти свойства, гуашью можно работать как на белой, так и на тонированной бумаге. Для работы используют беличьи, колонковые, барсуковые кисти и кисти из ушного волоса. Технические приемы работы такие же, как с акварелью.

Основа масляных красок – масло. Они не растворяются водой, поэтому нуждаются в специальных растворителях. По сравнению с другими эти краски очень долго высыхают. Чтобы ускорить процесс высыхания, применяют специальные «лаки для художественных работ». Лак добавляют к растворителю и этой смесью «пишут» работу. Полностью законченное произведение, краски на котором высохли, иногда покрывают лаком, чтобы «углубить» цвета, придать работе блеск. Масляные краски могут быть покровные и прозрачные, в зависимости от замысла художника. Для масляных красок применяют щетинные кисти, а при работе над деталями используют тоненькие колонковые кисти. Работы выполняют на специально загрунтованном холсте или картоне.

Технические приемы работы масляными красками — мазки, лессировки. Мазки могут быть рельефные или мелкие, как крапинки, эта техника точкования в живописи называется пуантилизм.

Темперные краски растворяются водой, они непрозрачные. Их также называют покровными. Ими, как и гуашью, можно работать и на белой, и на тонированной бумаге. Но они годятся и для работы на деревянной поверхности, на холсте. Основа темперы – клей. Старинная темпера делалась на основе яичного желтка и называлась яичной. Такими красками писали иконописцы. Для работы применяются беличьи, колонковые, барсуковые кисти и кисти из ушного волоса.

Название 6 класс тема. Цветовой спектр. Натюрморт в теплом или холодном колорите
Анкор выучить п.25-29.&nbsp
Дата 02.02.2017
Размер 1.21 Mb.
Формат файла
Имя файла 6_klass_natjurmort_zhivopis.doc
Тип Документы
#25017
Каталог 2014distanzia3/04_02
С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: anglijskij_jazyk_9_klass-ugl.doc, anglijskij_jazyk_8v-04.02.2015.docx, anglijskij_jazyk_6-b.doc, angl-urok_11-a.doc, 7-b-9-a_francuzskij.docx, 6_klass_natjurmort_zhivopis.doc, 6a_mova_04.02.15.doc, 4v_04_02.doc, 11b_literatura_04.02.15.doc, 11a_mova_04.02.15.doc.
Показать все связанные файлы

6 КЛАСС
Тема. Цветовой спектр. Натюрморт в теплом или холодном колорите
Чтобы понять основные принципы живописи, попробуем сами что-то нарисовать. Ведь живопись развивает ощущение цвета, глаз начинает замечать тонкие оттенки. Наблюдение с кистью в руках будто отворяет нам двери в волшебный мир природы, окружающей среды, привлекает наше внимание к маленьким подробностям, красивым деталям, которые мы, воз­можно, никогда и не заметили бы, если бы не было живописи.

Цвет главное средство выразительности в живописи. Это главный признак, который отличает живопись от рисунка. Тон и тональные соотношения также имеются в живописной работе. Все те принципы светотени, освещенности, которые мы применяем в черно-белом рисунке, очень важны и в живописи. Но все же главное место в ней принадлежит цвету. Он придает живописной работе полнокровность и выразительность, которые недосягаемы в других видах искусства.

Кисть калины, цветовой контраст Ученическая работа. Натюрморт

между зеленым и красным цветами
Едва начав наблюдать за природой, мы заметим, что цвета контрастируют между собой не только потому, что они темные и светлые. Красные ягоды на фоне зеленой листвы выглядят особенно яркими, а желтая осенняя листва на фоне синего неба светится, как лучи солнца: между этими цветами возникает цветовой контраст.

Рассмотрим цветовой спектр. Мы сразу же замечаем: теплые и холодные цвета в цветовом круге будто противостоят друг другу. Такое противостояние наблюдается и между отдельными цветами. Так, противоположный красному — зеленый цвет, оранжевому — синий, фиолетовому — желтый. Эти цвета образуют между собой цветовые контрасты, будто усиливая друг друга.

Цвета, которые составляют цветовой спектр, называют хроматическими.
Противоположные цвета Цветовой спектр

А откуда берутся новые оттенки? Понять нетрудно: они являются результатом смешивания соседних цветов. Например, так получается пурпурный (красно-фиолетовый), желто-зеленый, сине-зеленый, желто-оранжевый и т.д.

Легко заметить, что в цветовом кругу нет ни белого, ни черного, ни серого цветов. Они имеют «особое положение» и называются ахроматическими (не имеющими оттенка, бесцветными). На самом деле в цветовом кругу они присутствуют, но неявно. Так, получить черный цвет можно, смешав любые два цвета, расположенных в кругу диаметрально противоположно. Такие цвета (дающие при смешивании ахроматический цвет) называют дополнительными друг к другу. А как же белый цвет? А белый — это отсутствие любого цвета, другими словами, цвет с нулевой насыщенностью. Соответственно серый цвет — это ненасыщенный черный.

Гармонично объединять можно и родственные оттенки. Они дают возможность подчеркнуть контуры изображения, расставить акценты.

Кстати, черный, белый и серый цвета гармонируют с любыми оттенками. Благодаря своей нейтральности они позволяют по контрасту выделить нужные детали. Однако важно помнить, что глаз воспринимает всю картину в комплексе, поэтому на черном фоне другие цвета будут казаться светлее, а на белом фоне, наоборот, темнее (и чем больше площадь таких контрастных деталей, тем сильнее будет ощущение, что они стали светлее или темнее соответственно). Серый цвет с точки зрения контраста немного сложнее. Если использовать его на каком-то фоне, он приобретает оттенок дополнительного цвета к нему, то есть на желтом фоне серый будет казаться немного фиолетовым, на красном – зеленоватым.
Натюрморт в холодной цветовой гамме Натюрморт в теплой цветовой гамме

1. Что является главным средством выразительности в живописи?

2. Принадлежат ли черный, белый и серый цвета к цветовому спектру?

3. Где в вашем окружении вы заметили цветовые контрасты? Приведите примеры.
1. Натюрморт в холодной цветовой гамме. Желтоватые орешки выполняют роль цветового контраста.
2. Арбуз — цветовой контраст между зеленым и красным цветами. Нейтральная цветовая гамма.

.

3. Натюрморт в теплой цветовой гамме. Цветовой контраст — гроздь фиолетового винограда.

Напишите натюрморт в теплом или холодном колорите.
Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, кисти, палитра, карандаш, резинка.

• На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) изображение.

• Сравните пропорции разных частей изображения каждой в отдельности: длину к высоте и ширине. Исправьте ошибки в построении.

• Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.

• На палитре рядом подберите цвет, отвечающий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.

• Сравните и попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей натюрморта.

• Определите, какая поверхность освещена наиболее ярко и как выглядит фон рядом.

• Меняется ли оттенок цвета в тени и на освещенной поверхности?

• Где наиболее темная тень и не изменилось ли восприятие цвета фона рядом с тенью, каковы полутоновые соотношения на разных плоскостях? Где создается самый большой контраст?

вдохновения!
перейти в каталог файлов

3 класс – живопись (конспект урока Нурутдиновой А. Х.)

«Натюрморт в холодной цветовой гамме»

Цель урока: формирование навыков и умений в передаче объема предмета.

Задачи урока:

Научить анализировать светотеневые отношения натюрморта.

Закрепить знания о влиянии окружающей среды на локальный цвет предмета.

Воспитание эстетического отношения к окружающей среде и ее внимательного изучения.

Активизация творческого мышления учащихся, фантазии и воображения.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметная связь с уроками: рисунок, композиция, пленэр.

Оборудование:

Натюрморт из 2-3 предметов в холодной цветовой гамме.

Наглядные пособия: «Цветовой круг», «Цветовая дорожка», работы студентов. Репродукции картин Коровина.

Кисти беличьи разной толщины, краски, баночка для воды.

Карандаш для построения и ластик.

План урока

  1. Организационный момент (1-2мин.)
  2. Повторение пройденного материала (3-5 мин.)
  3. Введение в тему. Изложение нового материала (15-20 мин.)
  4. Практическая работа (440 мин).
  5. Подведение итогов(5-7 мин.)
  6. Уборка рабочего места(2-5 мин.)

Ход урока.

Организационный момент.

  1. Приветствие класса;
  2. Проверка готовности учащихся к уроку;
  3. Выбор точки зрения натюрморта;

Повторение пройденного материала.

  1. Светотеневые отношения в живописи.
  2. Тепло-холодные отношения в натюрморте.
  3. Цельность всего натюрморта.

Изложение нового материала.

Объяснение принципа полной моделировки формы предмета цветом, на конкретном примере в виде натюрморта и на примере работ студентов. Объяснение взаимосвязи локального цвета предмета и окружающей его среды.

Перед вами стоит задача — написать натюрморт из синей бутылки, кувшина цвета умбры, лимона и яблока в холодном окружении. Самое светлое место на бутылке – где отражается источник света, называется блик. Это самое место во всем натюрморте.

Поверхность предметов натюрморта делится на две большие градации – свет и тень. К свету относится – блик, небольшая поверхность находящаяся практически под 90 градусов к источнику света – свет, полутона различной светлотности.

К тени относятся – ближняя точка тени, рефлекс и в целом большая поверхность тени. Рефлекс – это отраженные от поверхности, на которой стоит предмет лучи света. Насыщенность цвета рефлекса должна быть значительно меньше, чем насыщенность цвета самого предмета. Ближняя точка тени, смотрится темно, так как находится рядом с рефлексом. Самым темным будет место соприкосновения предмета с плоскостью. Рефлекс будет темнее любого полутона, поскольку полутон – это свет.

В целом, свет будет теплее, а тень холодным. При завороте формы, цвет теряет свою насыщенность (цветовая дорожка). Необходимо показать работы студентов и учащихся ДХШ.

Практическая работа.

Определение вместе с учащимися целей и задач урока.

Поэтапное выполнение практической работы с контролем преподавателя на каждом этапе.

Перед вами стоит задача, написать натюрморт, проработав детально его предметы.

Задачи первого дня занятий: закомпоновать и построить натюрморт, раскрыть основные светотеневые отношения.

Задачи остальных занятий: проработать детально предметы натюрморта располагая их в пространстве, обобщить и завершить работу.

1 этап: Компоновка.

При компоновке нужно помнить, что предметы не должны быть очень крупными или мелкими, смещены вправо или влево, вверх или вниз.

2 этап: Построение.

Построение начинаем с вертикальных осей, потом проводим горизонтальные линии, откладывая симметрично крайние точки и строим овалы. Лимон и яблоко имеют неправильную форму. Определяем пропорции этих предметов.

После построения конструкций предметов, можно строить границы светотени.

3 этап: Основные светотеневые и цветовые отношения.

Начинать работу цветом нужно с теней, покрывая первый слой холодными цветами. Далее раскрываем основные полутона — сначала окружающую среду, потом свет на предметах.

Индивидуальная работа с учащимися в течении всей работы.

Анализ выполненной работы.

Уборка рабочего места.

4 этап: Проработка деталей.

В начале этого этапа необходимо повторить, как изменяется цвет в пространстве.

Прорабатывать предметы, находящиеся на разных расстояниях от рисующего человека следует не в равной степени. Чем ближе – подробно. Чем дальше – мягче.

5 этап: Обобщение.

На этом этапе, необходимо еще раз повторить все задачи которые были поставлены в начале работы. Проанализировать насколько удалось их решить, и исправить ошибки, обобщая второстепенные детали.

Индивидуальная работа с учащимися ведется в течение всей работы.

Индивидуальные замечания и похвала учащихся.

Просмотр содержимого документа
«План конспект открытого урока на тему :"Натюрморт в холодной цветовой гамме".»

3 класс – живопись (конспект урока Нурутдиновой А. Х.)

«Натюрморт в холодной цветовой гамме»

Цель урока: формирование навыков и умений в передаче объема предмета.

Научить анализировать светотеневые отношения натюрморта.

Закрепить знания о влиянии окружающей среды на локальный цвет предмета.

Воспитание эстетического отношения к окружающей среде и ее внимательного изучения.

Активизация творческого мышления учащихся, фантазии и воображения.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметная связь с уроками: рисунок, композиция, пленэр.

Натюрморт из 2-3 предметов в холодной цветовой гамме.

Наглядные пособия: «Цветовой круг», «Цветовая дорожка», работы студентов. Репродукции картин Коровина.

Кисти беличьи разной толщины, краски, баночка для воды.

Карандаш для построения и ластик.

Организационный момент (1-2мин.)

Повторение пройденного материала (3-5 мин.)

Введение в тему. Изложение нового материала (15-20 мин.)

Практическая работа (440 мин).

Подведение итогов(5-7 мин.)

Уборка рабочего места(2-5 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку;

Выбор точки зрения натюрморта;

Повторение пройденного материала.

Светотеневые отношения в живописи.

Тепло-холодные отношения в натюрморте.

Цельность всего натюрморта.

Изложение нового материала.

Объяснение принципа полной моделировки формы предмета цветом, на конкретном примере в виде натюрморта и на примере работ студентов. Объяснение взаимосвязи локального цвета предмета и окружающей его среды.

Перед вами стоит задача — написать натюрморт из синей бутылки, кувшина цвета умбры, лимона и яблока в холодном окружении. Самое светлое место на бутылке – где отражается источник света, называется блик. Это самое место во всем натюрморте.

Поверхность предметов натюрморта делится на две большие градации – свет и тень. К свету относится – блик, небольшая поверхность находящаяся практически под 90 градусов к источнику света – свет, полутона различной светлотности.

К тени относятся – ближняя точка тени , рефлекс и в целом большая поверхность тени. Рефлекс – это отраженные от поверхности, на которой стоит предмет лучи света. Насыщенность цвета рефлекса должна быть значительно меньше, чем насыщенность цвета самого предмета. Ближняя точка тени, смотрится темно, так как находится рядом с рефлексом. Самым темным будет место соприкосновения предмета с плоскостью. Рефлекс будет темнее любого полутона, поскольку полутон – это свет.

В целом, свет будет теплее, а тень холодным. При завороте формы, цвет теряет свою насыщенность (цветовая дорожка). Необходимо показать работы студентов и учащихся ДХШ.

Определение вместе с учащимися целей и задач урока.

Поэтапное выполнение практической работы с контролем преподавателя на каждом этапе.

Перед вами стоит задача, написать натюрморт, проработав детально его предметы.

Задачи первого дня занятий: закомпоновать и построить натюрморт, раскрыть основные светотеневые отношения.

Задачи остальных занятий: проработать детально предметы натюрморта располагая их в пространстве, обобщить и завершить работу.

1 этап: Компоновка.

При компоновке нужно помнить, что предметы не должны быть очень крупными или мелкими, смещены вправо или влево, вверх или вниз.

2 этап: Построение.

Построение начинаем с вертикальных осей, потом проводим горизонтальные линии, откладывая симметрично крайние точки и строим овалы. Лимон и яблоко имеют неправильную форму. Определяем пропорции этих предметов.

После построения конструкций предметов, можно строить границы светотени.

3 этап: Основные светотеневые и цветовые отношения.

Начинать работу цветом нужно с теней, покрывая первый слой холодными цветами. Далее раскрываем основные полутона — сначала окружающую среду, потом свет на предметах.

Индивидуальная работа с учащимися в течении всей работы.

Анализ выполненной работы.

Уборка рабочего места.

4 этап: Проработка деталей.

В начале этого этапа необходимо повторить, как изменяется цвет в пространстве.

Прорабатывать предметы, находящиеся на разных расстояниях от рисующего человека следует не в равной степени. Чем ближе – подробно. Чем дальше – мягче.

5 этап: Обобщение.

На этом этапе , необходимо еще раз повторить все задачи которые были поставлены в начале работы. Проанализировать насколько удалось их решить, и исправить ошибки, обобщая второстепенные детали.

Индивидуальная работа с учащимися ведется в течение всей работы.

Индивидуальные замечания и похвала учащихся.

Читайте также:  Мангал с топкой под казан
Оценить статью
Добавить комментарий