Содержание
Можно с уверенностью заявить, что классицизм был возвращением к античному искусству, но на новом технологическом уровне. Во Франции классицизм именовался стилем Людовика XVI, и последним в цепочке "королевский стилей". Хотя, датировать классицизм по времени правления Людовика XVI было бы заблуждением, поскольку еще при Людовике XV, классицизм уже начал развиваться, только в архитектурной сфере.
Манерный и вычурный стиль рококо не мог продержаться долго при всей талантливости и изобретательности мастеров его времени. Уже после своего расцвета он становится повторяющимся, от него начинают уставать. В газетах того времени критики остро нападают на рококо, призывая сделать проектирование мебели более рациональным и трезвым. Классицизм был тем самым стилем, который полностью удовлетворял запросы своей эпохи. Так же большую роль в переходе от рококо к классицизму сыграло ухудшение экономического положения Франции к концу правления Людовика XV. Этот переход можно по праву считать одним из признаков надвигающейся революции.
Если рассматривать исторические предпосылки возникновения классицизма, его предопределили раскопки в Герколануме и Помпеях, а так же появление трудов исторического деятеля Винкельмана, появившихся после произведенных раскопок. Именно эти события повлекли за собой новый виток заинтересованности в античном искусстве. Из архитектурных форм тенденции классицизма просачиваются на прикладной уровень. Постепенно динамичный и яркий стиль рококо оставляет свои позиции, орнамент становится "спокойнее", линии прямее, членения — поверхностней и яснее.
Конечно, "изживание" рококо происходило постепенно. Например, изогнутые линии рококо теперь начинают более лаконично увязываться с античными орнаментами и декором, приобретая более плавную траекторию. И, разумеется, предметы мебели и интерьера, производство которых пришлось на переходный период — не могут не заслуживать внимания. И самыми интересными "гибридами" по праву можно считать "гибриды" таких противоположных стилей, как рококо и классицизм.
Классицизм был новым лаконичным стилем. Он привнес в интерьер простые, строгие и даже немного "пуританские" общие формы, а так же утонченность деталей. Сначала классицизм был подчеркнуто женственным, доминирующие нежные цвета, не беспринужденная элегантность создают привкус слащавости в убранстве интерьеров.
Формы классицизма — ясные и гармоничные по пропорциям с равновесными частями. Прямые линии становятся "модными", а декорирование сводится до необходимого минимума.
Если сравнивать барокко и рококо, в частности, с классицизмом — различие в построении легко бросается в глаза. Например, конструкция ножек. Мебель барокко и рококо кажется выпиленной из единого куска дерева, поскольку между корпусом комода или царгой кресла идет абсолютно плавный "слитный" переход к ножкам, так называемое "пластическое" решение, а не архитектурное. Классическое же построение мебели отличается архитектурным решением. Подчеркивается функциональность ножек как опорных конструкций и несущих элементов: они становятся прямыми и сужающимися внизу круглого или квадратного сечения "колоннами" с капителью и, часто, даже с каннелюрами. Капитель таких миниатюрных колонн обычно выполнялась в виде куба, который находился на месте сочленения корпуса и ножек изделия. В классической мебели все конструктивные элементы решаются подобным образом с применением функционального подхода.
В декорировании классической мебели вновь широко используется маркетри, с которым лаконично увязывается тонкочеканные бронзовые накладки или резьба. В обивке мягкой мебели обычно используются ткани с цветочным орнаментом. Спинки мебели для сидения приобретают законченную и спокойную форму овала или прямоугольника, но резной элемент все еще часто используется в декоре. Стиль мебели классицизма — холодный и торжественный, благодаря богатой обивке, позолоте и строгим формам.
Признанным мастером переходного стиля от рококо к классицизму является Ризенер. Его "визитной карточкой" можно считать бюро красного дерева с цилиндрическими крышками, декорированные тончайшими маркетри. Он оставил гнутые ножки, резные царги и бронзовую пластику в прошлом и обратился к строго члененным поверхностям и декоративным фризам, выполненных в маркетри.
Орнаменты классицизма используют в основном античные мотивы: фестоны, меандры, цветочные или лавровые гирлянды, нити жемчужника, лист аканта. Часто для декорирования используются лаки белого и зеленого цветов, в сочетании с легкой позолотой некоторых деталей.
Классицизм, впоследствии развившийся к стилю директории, а затем к ампиру предопределил мебельное производство во Франции почти на полстолетия вперед.
+7-911-137-72-46
+7-950-222-52-82
+7-921-958-31-11
[email protected]
КОНТАКТЫ
Интерьеры
Статьи
История мебели – одна из важнейших частей мировой истории. Данная информация – введение к циклу статей под названием «Стили мебели».
Эта статья расскажет Вам о романском стиле в истории мебели. С чего он начался, его основные характерные особенности, а так же, чем он был обусловлен.
Готический стиль стал идейным началом многих стилей, появившихся впоследствии.
Стилевые особенности готического стиля в мебели.
Ренессанс зародился в Италии XIV века, и расцвет его пришелся на XV и XVI века.
Стиль барокко в архитектуре и мебели берет свое начало в конце XVI века в Италии.
Законодательницей мебельной моды становится Венеция.
Французские королевские стили.
или эту эпоху еще называют зрелым барокко.
Переходный этап от традиционного барокко к рококо.
Логическое завершение стиля барокко.
или еще его называют стилем Томаса Чиппендейла.
Классицизм. Во Франции этот стиль именовался стилем Людовика XVI.
Стили Хэплуайта, Шератона и братьев Адамов.
Ампир – от французского «empire» — Империя.
Можно выделить несколько этапов формирования американской колониальной мебели.
Господство бидермейера берет свое начало с середины 1810 гг и продолжается.
Стиль Второй империи (второй ампир) 1852-1870 Франция.
—Рубрики
- ДПИ (171)
- ДПИ русское (6)
- ДПИ Междуречья (2)
- ДПИ древнее (8)
- ДПИ Древнего Египта (4)
- античное ДПИ (19)
- ДПИ Византии (15)
- Романское ДПИ (18)
- ДПИ готики (14)
- ДПИ Ренессанса (17)
- ДПИ маньеризма (7)
- ДПИ барокко (41)
- ДПИ рококо (16)
- ДПИ классицизма (6)
- ДПИ ампира (7)
- ДПИ 19 века (2)
- ДПИ модерна (5)
- ДПИ исламское (2)
- архитектура (48)
- архитектурный декор (32)
- орнамент (61)
- орнамент барокко (15)
- орнамент византийский (8)
- орнамент романский (6)
- орнамент готический (4)
- орнамент ренессанса (2)
- китайский орнамент (1)
- кельтский орнамент (1)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 14:32 + в цитатник
Новые черты в мебели классицизма – это, прежде всего, прямые стройные ножки, стремление к статике, симметрии, логическим членениям. Очертания корпусной мебели стройнее, создается общее впечатление легкости, ясности, спокойствия. Волнообразные поверхности исчезают, торжествует четко выраженная плоскость. Однако мягкость и плавность линий сохраняется. Архитектурные детали и орнаменты в античном стиле дополняют картину.
Корпусная мебель — это, прежде всего шкафы различных форм, секретеры. Для ее изготовления используется преимущественно красное дерево, а в качестве декора — маркетри и накладки из бронзы и фарфора.
Секретер, Франция,1786-87.
Д.Рентген. Шкаф — секретер в стиле Людовика XVI. 1780
Ж.Ризенер. Комод, Франция, 1780.
Бюро с «цилиндрической» крышкой, которая вращалась по оси. Под ней – множество ящичков, как прежде в кабинетах.
Маркетри становится наиболее популярной техникой обработки фасада.
Букеты цветов, развевающиеся ленты, пастушеские свирели, бубны оживляют строгие формы мебели.
Центральный мотив орнамента – это, как правило, овал или круг с рельефом в античном стиле.
Накладки из веджвудского фарфора очень популярны.
Разнообразны столы и столики прямоугольной, круглой и овальной формы.
Полукруглый столик-консоль украшен росписью.
Внизу — французский столик, 1778 http://ornament-i-stil.livejournal.com/34505.html
В его декоре использованы накладки из фарфора.
На высокие ножки надеты тонко обработанные «копытца».
Туалетные столы с вращающимся зеркалом, зеркала, стоящие на полу — псише.
Постепенно мастера отказываются от маркетри и бронзовых накладок в пользу гладкой фанеры красного дерева с подчеркиванием естественной фактуры дерева.
Мебель для сидения. Производится по-прежнему из резного дерева, окрашенного в светлые тона – белый, фисташковый, нежно-серый, голубой, или позолоченного. Обивка может быть штучной, изготовленной для конкретного предмета. Часто используются полосатые светлые ткани и ткани с цветочными гирляндами, китайский шелк, вышивка.
Диваны, кресла и стулья изменяются в сторону более простых и спокойных решений.
Ножки, имевшие в начальный период легкий изгиб, выпрямляются и превращаются чаще всего в тонкую, стройную, суживающуюся книзу колонку, покрытую иногда с верху до низу, иногда только в нижней своей части каннелюрами, в которых часто пробегают тончайшие бронзовые гирлянды, иногда обвивающиеся вокруг ножки.
Локотники тоже почти выпрямляются. На их концах и на поддерживающих их стойках появляются волюты с акантовым листом. Формы сидения и спинки становятся строже.
Первый – с овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающей по обе стороны гирляндой или завитком.
Второй – с четырехугольной спинкой со срезанными углами с двумя резными шишками по краям (античная шишка пинии). Все деревянные части стула покрыты протянутыми параллельно рядами бус, акантовых листьев, дубовых или лавровых гирлянд, иоников, меандров и др. На углах царги (рамы сидения стула), где крепятся передние ножки, угол обрабатывается в форме маленького куба со вписанными в него с двух сторон резными розетками.
Английская мебель в XVIII веке имеет свой путь развития, свои стилистические особенности.
Крупнейшие мастера этого периода Роберт Адам, Т.Хепплуайт и Т.Шератон. В это время появились новые типы мебели, изящной простой и изысканной, с тонкими деталями. Она отличалась более прямыми линиями, расписывалась классическими сюжетами, купидонами, гирляндами.
Книжный шкаф. Роберт Адам, 1776.
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Bookcase,_Robert_Adam_(1728-1792),_1776_-IMG_1604.JPG
Роспись сочеталась с инкрустацией цветными породами дерева.
Столы в это время очень разнообразны — чайные столики, вдвигающиеся друг в друга, карточные столы со скругленными углами и углублениями для подсвечников, круглые столики, письменные и умывальные столы с ящиками и др.
Буфет Хепплуайт.
Шкаф в стиле Томаса Шератона.
Этот стиль характеризуется ясно выраженной структурой и более сдержанным декором. Благодаря своей простоте, практичности и целесообразности, формы этой мебели через несколько десятилетий лягут в основу мебельного искусства.
Вся английская мебель отличается удобством и комфортабельностью и становится очень модной в США, Европе и России.
Классицизм — это стиль дизайна интерьеров, отличающийся строгостью линий и симметрией, роскошной изящностью и гармонией. Классицизм относится к историческим стилям, которые требуют определенной информационной подготовки для их воплощения.
Изучите особенности и характер этого стиля, погрузитесь в его атмосферу и тогда задача реализации его у себя в жилище станет вполне достижимой и реальной.
Историческая справка
Стиль классицизм в интерьере зародился в Европе в XVII в. и был популярен вплоть до XIX века.
Своим появлением стиль обязан произведенным в этот период раскопкам на юге Италии, обнаружению Помпеи.
Произведения древнеримского искусства и архитектуры, обнаруженные во время кампаний раскопок, произвели впечатление на общество и строгий стиль эстетики, красоты и великолепной лаконичности вошел в моду.
Характеристика и особенности стиля
Цветовая гамма, доминирующая в стиле — белая, желтых оттенков, розовая, голубая, акцентирование на позолоту. Классицизм требует отделки стен текстилем в пастельных тонах.
Для атмосферности разместите на стенах фрески. Потолок должен быть выполнен в классических белых тонах, возможно размещение изящной лепнины на потолочных бордюрах. Классическая античная лепнина, без излишеств, тонкая и прекрасная может так же украсить и стены, это будет дополнение, характерное для стиля классицизм в интерьере.
Полы оформляются паркетом, с мозаичным узором в классической цветовой гамме светлых пород дерева. Нежелательно размещение тяжелых и богато украшенных ковров, соблюдайте меру и будьте сдержанны в деталях, как того требует стиль.
Для оформления окон используйте дорогие только натуральные материалы — шелк, тафта, атлас. Однотонные или с жаккардовыми узорами портьеры должны быть не замысловатыми, без кистей и бахромы.
Используйте характерную атрибутику стиля — античные колонны (несущие в помещении, либо выполняющие только декоративную функцию), лепнина, роспись на стенах, гобелены и уютные камины.
Классицизм в дизайне интерьера
Атмосфера и эпоха классицизма в интерьере требует просторных помещений. Обладатели просторных квартир с высокими потолками (не менее трех метров) или загородных вилл и домов могут смело воплощать стиль у себя в жилище.
Классицизм в дизайне интерьера не подразумевает разграничение пространства стенами и перегородками. Зонирование не предусмотрено — помещение должно быть оформлено в единой цветовой гамме, предметы интерьера следует расположить с учетом строгой симметрии и логичности.
Для создания эффекта максимально естественного освещения, в комнате размещают большие зеркала, устанавливают широкие окна.
Не перегружайте интерьер, нагромождая предметы в помещении, здесь должно быть много воздуха и света.
Большие предметы должны быть строгой классической формы, не претендовать на оригинальность.
Арочные проемы должны быть строго пропорциональны.
Русский классицизм в интерьере
Эпоха классицизма в России приходится на период правления Екатерины Великой, поэтому стиль получил второе название — екатерининский классицизм.
Для этого вида дизайна интерьеров характерно, как и для европейского, простота и изящность в основе, симметричность линий и однородность цветовой гаммы.
Отличительная черта русского классицизма — это влияние предшественника-стиля рококо.
Пышный и величественный рококо был гармонично вписан в новое течение в дизайне и эта гармония стала отличительной чертой екатерининского классицизма.
Мебель классицизма
Мебель и остальные предметы интерьера классицизма отличается изящным великолепием и показателем респектабельности и богатства.
Она выполнена только из натуральных дорогих пород дерева, в основном это орех, дуб, вишня, и имеет в основном прямые линии, иногда с легкими изгибами.
Для декора используются инкрустированные в дерево дорогие камни или металлы.
Диваны и стулья имеют ножки, как правило, сужающиеся к низу, оформленные в виде классических античных колонн. Изображения античных сцен можно выполнить в виде резьбы на комодах, ножках столов.
Советы по реализации классицизма
Исторический стиль классицизм не является сложным для воплощения. Достаточно изучить его характеристику, понять суть и вооружиться фантазией и вдохновением.
Основные советы для реализации стиля, которые помогут даже новичкам справиться с задачей:
- Просторные помещения с высокими трехметровыми потолками и широкими окнами — основа успеха воплощения стиля.
- Не пытайтесь зонировать площадь комнаты стенами, перегородками или цветовым оформлением — это противоречит стилю.
- Соблюдайте строгую симметрию в мебельной обстановке.
- Цветовая гамма стиля — пастельные светлые тона.
- Используйте лепнину, фрески со сценами античной древности.